Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Девять стран ЕС требуют отказаться от «Северного потока – 2»

Девять стран ЕС требуют отказаться от «Северного потока – 2»

Лидеры стран Центральной и Восточной Европы пригрозили «геополитическими последствиями» реализации проекта газопровода «Северный поток - 2». Проект, в котором участвуют «киты» европейского бизнеса, действительно, воспринимают скептически в Южной Европе. Но прибалты и другие «новые европейцы» выступают в роли проводника воли США, заинтересованных в сохранении статуса Украины как страны-транзитера.

Против проекта газопровода «Северный поток – 2» выступили правительства девяти стран Евросоюза. Соответствующее письмо о несогласии они направили главе Европейской комиссии Жану-Клоду Юнкеру. Документ подписали премьер-министры Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии и Румынии и президент Литвы. Журналисты агентства Reuters сообщили, что обращение было подписано и в правительстве Хорватии, однако в Загребе эту информацию пока не подтвердили.

Если проект будет реализован, то «Северный поток – 2» может привести к «дестабилизирующим геополитическим последствиям», подчеркивается в письме.

Общее мнение подписавшихся выразила президент Литвы Даля Грибаускайте. «Северный поток – 2» – это не коммерческий, а геополитический проект, который создается с целью навредить Украине и расколоть Европу, заявила Грибаускайте в четверг литовскому радио LRT.

«Очень жаль, что некоторые наши большие коллеги – страны-члены пытаются объяснять в ЕС, что это только частный коммерческий проект. Мы все прекрасно понимаем, что все энергетические проекты такого масштаба являются геополитическими и цели у них именно геополитические, – цитирует «Интерфакс» комментарий литовского президента. – Поэтому такое письмо и подписали восемь руководителей, в том числе и я, что ЕК все же не может не обращать внимания и смотреть сквозь пальцы на очередные крупномасштабные попытки расколоть Европу и сделать ее вновь зависимой от одного источника, то есть от российского энергоисточника».

Цена вопроса для Украины – 2 млрд долларов

По мнению противников «Северного потока – 2» (которыми, что неудивительно, оказались лидеры восточноевропейских и прибалтийских стран, заинтересованных в сохранении «транзитного статуса»), проект «сильно повлияет на развитие рынка газа и модель транзита газа в регионе».

В первую очередь речь идет о транзитном маршруте через территорию Украины, подчеркивается в заявлении. Тем самым «Северный поток – 2» может представлять определенные риски для энергетической безопасности в регионе Центральной и Восточной Европы», утверждают «новые европейцы» – лидеры стран Восточной Европы и Прибалтики.

Отметим, что нынешнее выступление лидеров Восточной Европы – не первый демарш по поводу проекта. 26 ноября правительства 10 европейских стран обратились в Еврокомиссию с аналогичным письмом, которое подписали главы правительств Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Литвы, Польши, Румынии и Словакии, а также Болгарии и Греции.

Разумеется, главным «антилоббистом» проекта выступает Киев. Премьер украинского кабмина Арсений Яценюк заявлял о том, что проект «Северный поток – 2» может лишить Украину, Словакию и Польшу доходов от транзита топлива, а весь Евросоюз – энергетической независимости. По мнению Яценюка, если Россия и западные компании построят трубопровод, то это лишит Украину 2 млрд долларов прибыли, Словакию – 800 млн долларов и Польшу – 400 млн.

Транзит любой ценой

Отметим, что ранее еврокомиссар по энергетике, представитель Словакии Марош Шефчович утверждал, что Евросоюз заинтересован в продолжении транзитных поставок российского газа через территорию Украины, несмотря на возможные риски, связанные с состоянием трубопроводов в этой стране.

На днях директор по развитию бизнеса «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко объявил, что украинская сторона решила повысить исковые требования к Газпрому в Стокгольмском арбитраже, в частности за «недоплату за услуги по транзиту» Нафтогаз намерен потребовать 1 млрд долларов.

24 декабря 2015 года Антимонопольный комитет Украины признал Газпром монополистом на рынке услуг транзита природного газа. Сообщалось, что Нафтогаз оценил ущерб от якобы злоупотребления Газпромом монопольным положением по транзиту газа в 6 млрд долларов. Газета ВЗГЛЯД анализировала, насколько обоснованны претензии Киева к России. В конце декабря Украина объявила о том, что «радикально» повысила ставку тарифа на транзит российского газа через территорию своей страны.

Компания – оператор проекта строительства газопровода «Северный поток – 2» Nord Stream 2 AG завершила международный тендер на поставку высококачественных стальных труб для строительства двух ниток газопровода.

Предполагается, что две новые ветки газопровода, так же как и трубы первого «Северного потока», пройдут по дну Балтийского моря. Начальной точкой обеих новых веток станет порт Усть-Луга около Санкт-Петербурга, конечной точкой – Германия.

Ранее глава Газпрома Алексей Миллер оценивал стоимость проекта в 9,9 млрд евро. Около 30% этой суммы выделят акционеры, остальное предстоит привлечь через проектное финансирование. Общая мощность новых веток составит 55 млрд кубометров газа в год.

Глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что Москва надеется, что проект «Северный поток – 2» будет реализован, несмотря на попытки ряда западных стран его искусственно политизировать. Он также заявил, что Третий энергопакет ЕС в ряде случаев мешает одним странам и помогает другим.

В декабре министр экономического развития России Алексей Улюкаев заявил, что отказ Европейского союза от «Северного потока – 2» был бы «выстрелом в ногу», потому что проект направлен в первую очередь на энергобезопасность Европы.

Российская сторона рассчитывает, что трубопровод позволит снизить объем транзита российского газа, проходящего через Украину. Учитывая, что транзитный договор с Украиной перестает действовать как раз в 2019 году, найти замену украинской ГТС – важная стратегическая задача России.

Традиционная истерика на тему «Русские идут!»

«Северный поток – 2» и те ответвления, которые будут построены, «полностью вписываются в философию энергетической политики Евросоюза, которая заключается в расширении инфраструктуры и диверсификации поставок», отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Он пояснил, что здесь речь идет не о диверсификации производителя газа, зато речь идет о диверсификации транзитных мощностей и снижении транзитных рисков.

Что же касается демарша восточноевропейцев, то в заявлениях о «рисках» эксперт видит в первую очередь политические причины, проявление «политических эмоций и традиционной истерики на тему «Русские идут!».

У упрямства на тему «Нет, мы любим Украину» есть и финансовые основания, заметил Симонов. «Украину приятно любить бесплатно, а когда она все время требует денег, она утомляет, – отметил эксперт. – Транзит приносит приличные деньги. По прошлому году мы внутренний транзит через Украину не сокращали. Тем самым сохранение транзита в глазах ряда европейских стран означает перекладывание на Россию финансирования этой загадочной страны. В реальности же Украина по-прежнему генерирует серьезные риски».

Собеседник напомнил о подрыве ЛЭП, ведущих в Крым, когда какие-то люди, подрывающие опору электростанций, заявили, что «мы против», а правительство развело руками, дескать, мы ничего не можем сделать. Аналогичная ситуация была с захватом российских грузовиков.

«Украина никаких гарантий в надежности транзита не дает. Я уже молчу о техническом состоянии трубы. Последний аудит делали более 10 лет назад. В каком состоянии пребывает труба, эти вопросы никто задавать не желает», – отметил эксперт.

При этом, говоря о том, насколько европейские лидеры будут прислушиваться к противникам «Северного потока – 2», собеседник выразил надежду, что «Евросоюз – цивилизованное пространство, где уважают собственные решения». Однако еще неизвестно, насколько лидерам Евросоюза удастся сохранить честность и объективность. «Оказывается серьезное давление и со стороны США, и со стороны части Европы с подачи США. Вопрос, удастся ли европейским лидерам отделить свои интересы от интересов Соединенных Штатов», – резюмировал эксперт. 

Авторы: Марина Балтачева, Михаил Мошкин

Источник: Взгляд, 17.03.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики