Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС уполномочен разрулить

ФАС уполномочен разрулить

«Роснефть» желает единолично поставлять топливо МВД

«Роснефть» в скором времени может получить статус единственного поставщика топлива для МВД. Проект соответствующего распоряжения готовится в правительстве. Эксперты опасаются, что это чревато как минимум завышением цен на топливо при госзакупках.

Посредник с большой буквы

Независимые поставщики топлива уже пожаловались премьеру Дмитрию Медведеву, в ФАС, Минэкономики и Счетную палату. Их главный аргумент: у нефтяной госкомпании банально не хватит собственного топлива, и она будет выступать во многом лишь в роли перекупщика.

По мнению Ивана Андриевского, первого вице-президента Российского союза инженеров, определенные нестандартные решения в отношении такого ведомства, как МВД, вполне возможны. Но они ни в коем случае не должны приводить к завышению цен на топливо, в том числе из-за удлинения посреднической цепочки между производителем и заказчиком. «Случаи завышения цен необходимо предотвратить условиями контракта, прописав в них максимально допустимое расхождение с рыночными ценами на бензин», — сказал Андриевский.

Те же грабли

Отметим, что рынок бензина отличается развитой конкуренцией, и особой проблемы в том, чтобы найти поставщика, способного обеспечить должный объем поставок, нет.

Тем более что «Роснефть» уже имеет статус единственного поставщика топлива для МЧС (с июля 2014-го) и Следственного комитета (с апреля 2015-го). Как утверждают члены НП «Совет по товарным рынкам», стоимость бензина для нужд московского МЧС в результате составила 47,65 руб. за литр Аи-92 и 49,2 руб. за Аи-95, то есть была завышена примерно на 10 рублей относительно рыночной.

«Ситуация в целом напоминает опыт американских военных, которые покупали дизельное топливо для операции в Ираке из Турции и Кувейта от компании Halliburton по цене, превышавшей, по некоторым данным, 500 долларов за литр», — рассказал эксперт по ТЭК, доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов. Сей «рыночный» обмен происходил к удовольствию и поставщиков, и представителей Минобороны США, которые имели отношение к организации закупок.

«Бензиновая игла» для полиции

В «Роснефти» свое желание в одиночку обеспечивать нужды МВД объясняют целями «решения оргзадач по стабильности поставок горючего оперативным службам, защиты от рисков стратегической уязвимости и каких-либо диверсий», пояснил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Но в ФАС, как, разумеется, и в деловом сообществе, в таком сценарии видят больше угроз, чем защиты от рисков. «Передавать столь жирный заказ одной компании неправильно. Тем более что "Роснефть" уже отхватила заказ от МЧС и СКР РФ, — констатирует ведущий аналитик компании "Алгоритм Топливный интегратор" Виктор Костюков. — "Роснефть" здесь "работает локтями". Свободный вход Игоря Сечина в кремлевские кабинеты обеспечивает поддержку во властных структурах».

То, что поставки для МВД должна осуществлять компания с госучастием, очевидно и разумно, но это не отменяет того факта, что тендеры надо распределять в общем порядке на конкурсной основе. Теперь слово за антимонопольщиками. Именно они не только могут, но и обязаны вмешаться в ситуацию, пригласив к участию в конкурсе все госкомпании нефтяного сектора. «Это было бы справедливо по отношению к другим участникам нефтяного рынка и удобно по географии доставки топлива по регионам, от Камчатки до Калининграда», — уточняет Коcтюков. Можно добавить, что это было бы разумно с точки зрения эффективности распределения средств бюджета, о которой так много говорят, но на деле не особо пекутся федеральные чиновники.

***

Ограничение количества поставщиков по госзаказу до одного всегда негативно воспринимается экспертным сообществом вне зависимости от объяснений, дающихся данному факту. Это связано с фактическим отсутствием конкуренции, что может привести к росту цен, снижению качества товара или услуги или к получениям прочих не выгодных для бюджета контрактных условий. «Очевидно, что такая инициатива не может не рассматриваться с точки зрения увеличения коррупционных рисков, лазеек и ухищрений», — отмечает член Молодежной общественной палаты России Ольга Власова, добавляя, что идея угрожает конкуренции.

Между тем отработанный метод, позволяющий повысить конкуренцию, уже давно существует. Объемы нефтепродуктов, необходимые для нужд силовых структур, должны выставляться на тендер на интернет-портале подобно тому, как это уже делается при прочих госзакупках. В этом случае возможна покупка нужного объема по приемлемым ценам, что гарантирует экономию бюджетных средств в нелегкий для России период низких нефтяных цен.

Выбор между этим вариантом и предложением «Роснефти» покажет, чьи интересы ставят во главу угла федеральные чиновники. По неподтвержденным пока данным, позиция ФАС по вопросу негативная, и сейчас антимонопольщики готовятся провести проверку правомерности подобного соглашения. Но каким будет результат проверки, предугадать нельзя. Руководитель ФАС Игорь Артемьев получил великолепный шанс «умыть» всех критиков и скептиков, доказав свою способность бороться за справедливость не только на словах, но и на деле. И дальнейшие действия или, наоборот, бездействие вверенного ему ведомства ясно покажут, насколько оправданы расходы федерального бюджета на его содержание.

Автор: Леонид Михеев

Источник: Русская планета, 04.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики