Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ФАС предлагает через два года либерализовать цены на газ

ФАС предлагает через два года либерализовать цены на газ

Это может вновь запустить дискуссию о реформе газовой отрасли, считают эксперты

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает индексировать оптовые цены на газ для промышленности с 1 июля 2017 г. на 4%, говорится в письме службы от 18 марта в Минэкономразвития и Минфин (копия есть у «Ведомостей», ее подтвердил один из адресатов). После 2017 г. цены на газ будут либерализованы и станут определяться на основе ценовых индикаторов по итогам биржевых торгов, говорится в письме. ФАС предлагает определить рост рыночных цен в 2018–2019 гг. на уровне не ниже инфляции. Представитель ведомства не ответил на вопросы «Ведомостей». Минэкономразвития считает, что оптовые цены на газ в 2017–2018 гг. еще будут индексироваться и максимум на 3%, говорит представитель министерства. Инфляция в 2017–2019 гг., по предварительным оценкам Минэкономразвития, составит 5–5,5%. Прогноз социально-экономического развития, в котором будут указаны окончательные темпы индексации и инфляции, правительство утвердит в конце апреля, добавляет представитель.

Правительство индексирует оптовые цены только на газ «Газпрома», но регулируемые тарифы влияют и на независимых производителей: они ориентируются на них, предлагая скидки потребителям. В 2008–2013 гг. оптовые цены на газ росли быстрее инфляции (см. график). Регулятор повышал цену для достижения равной доходности с экспортной, напоминает федеральный чиновник.

С 2014 г. правительство сдерживает цены, индексация в 2016 г. – всего на 2%. Исходя из долгосрочных планов по развитию проектов цены на газ нужно индексировать на уровень инфляции плюс 2%, говорит источник в одной из нефтегазовых компаний. Правда, компания собирается развивать месторождения в том числе под экспорт газа. Но пока право трубопроводного экспорта монополизировано «Газпромом». Сотрудник другой крупной компании говорит, что для развития бизнеса цены нужно индексировать минимум на 10%. Но в 2018 г. грядут выборы президента и в предвыборные годы высокой индексации производители не ждут, рассказывает он. Представители «Газпрома», «Сургутнефтегаза» и «Лукойла» не ответили на вопросы «Ведомостей», представители «Роснефти» и «Новатэка» отказались от комментариев.

Решения о либерализации цен на газ с 2018 г. еще нет: его должно принять правительство, напоминает замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. В 2015 г. на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже торговалось примерно 7 млрд куб. м. Чтобы создать ценовой индикатор и либерализовать цены, необходимо увеличить торговлю сырьем до 30–35 млрд куб. м, говорил президент биржи Алексей Рыбников. Этот объем можно продать уже в 2016 г., считает замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Правда, пока обязательств продавать определенный объем у компаний нет и увеличить объем до индикативного без «доброй воли» «Газпрома», как одного из крупнейших игроков, не получится, говорит источник, близкий к бирже. С учетом огромного профицита на внутреннем рынке и конкуренции между «Новатэком», «Роснефтью» и «Газпромом» за крупных потребителей либерализованные цены будут расти на инфляцию, как прогнозирует ФАС, только в случае изменения и других условий на рынке: либерализации трубопроводного экспорта, говорит аналитик Vygon Consulting Мария Белова. Еще один вариант – сделать так называемый ценовой пол при формировании цены на бирже, такая страховка действует в некоторых контрактах на поставку СПГ, рассуждает Белова. ФАС, вероятно, рассчитывает на то, что, отменив регулирование цен на газ «Газпрома», сможет вновь выдвинуть инициативу о реструктуризации компании и выделении газотранспортной системы, считает Гривач. Сейчас идеальное время для завершения либерализации российского рынка газа: цены на внутреннем рынке фактически достигли равнодоходности с поставками газа на экспорт, предложение газа превышает спрос как в России, так и в Европе, говорит аналитик UBS Максим Мошков. А создав конкурентный рынок газа в России, можно будет эффективно заниматься либерализацией экспорта, добавляет он. Но пока у государства и основных игроков рынка нет понимания, как развивать рынок газа в общих интересах и без серьезных рисков для работы единой системы газоснабжения, говорит Гривач.

 

Автор: Алина Фадеева

Источник: Ведомости, 05.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики