Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Новатэк» просит скидку у «Газпрома»

«Новатэк» просит скидку у «Газпрома»

Крупнейший независимый газовый производитель считает, что тариф на транспортировку газа можно снизить на 20%

«Новатэк» предлагает снизить в 2016 г. тарифы «Газпрома» на транспортировку газа на 20%, такое предложение компания недавно направила в министерства, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к адресатам. «Газпром» закладывает в тариф не только затраты на транспортировку, но и расходы головной компании, непонятно, почему производители газа должны их оплачивать, пересказывает позицию «Новатэка» третий собеседник «Ведомостей», близкий к участникам обсуждения транспортных тарифов. Представители «Новатэка» и «Газпрома» отказались от комментариев.

Тарифы на транспортировку газа по магистральным газопроводам с 2016 г. утверждает ФАС, как правило, они индексируются с 1 июля. «Новатэк» и в прошлые годы предлагал снизить стоимость транспорта – правда, не так сильно: на 5–10%, вспоминает один из собеседников. В прошлом году с предложением снизить тарифы обращалось несколько независимых производителей газа – писали совместное письмо, рассказывают два человека, близких к двум компаниям и одному из адресатов.

В 2016 г. «Газпром» планирует выручить от транспортировки по магистральным газопроводам 1,1 трлн руб., но себестоимость составит 958,4 млрд руб., говорится в материалах компании. Затраты, которые монополия закладывает в себестоимость, непонятны, минимум 30% из них непрозрачны, отмечает собеседник в одной из нефтегазовых компаний. Самые большие статьи расходов – аренда «основных средств производственного назначения» (474 млрд руб.), материальные расходы (151 млрд руб.), капитальный ремонт (105 млрд руб.) и т. д. В презентациях «Газпром» и вовсе называет сегмент транспортировки убыточным: в 2014–2015 гг. рентабельность составила минус 2,4 – минус 2,2%. Публичной информации о марже транспортировки «Газпрома» нет и понять, нужно ли снижать тарифы на транспорт, невозможно, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Минэкономразвития и Минэнерго получили письмо «Новатэка», но позицию пока прорабатывают, рассказали представители министерств. Представитель ФАС отказался от комментариев.

«Новатэк» просит сразу много, чтобы получить хоть что-то, уверен один из источников. Если предложение компании поддержат, независимые игроки могут сэкономить 29 млрд руб. в год, подсчитала руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. На самом деле независимые будут рады любой индексации транспортного тарифа, главное – чтобы она была ниже индексации оптовых цен на газ, на которые они ориентируются в контрактах: тогда транспортные расходы вырастут меньше, чем выручка от реализации газа, объясняет собеседник «Ведомостей». Например, в 2015 г. ФСТ проиндексировала оптовые цены на 7,5%, а тарифы на транспортировку – только на 2%. Удельные затраты на транспорт «Новатэка» выросли еще меньше – на 1,4% до 1483 руб. за 1000 куб. м. Средняя цена продажи газа потребителям и трейдерам за вычетом транспорта составила 2180 руб. за 1000 куб. м. В 2016 г. оптовые цены на газ планируется проиндексировать лишь на 2%.

Затраты на транспорт для независимых компаний до сих пор были не слишком велики: они стараются продавать газ в регионах добычи, где удельные затраты на транспортировку ниже, а маржа поставщика выше – разница может достигать 25%, напоминает замдиректора Фонда национального энергетического развития Алексей Гривач. Например, в 2014 г., несмотря на то что тарифы на транспорт с августа 2013 г. выросли на 6,4%, «Новатэк» снизил удельные расходы на 0,7% из-за изменения географии поставок, говорится в отчете компании. Но добыча независимых компаний постоянно растет, они выходят в новые регионы, так что расходы на транспорт начинают играть более существенную роль, заключает Гривач. Например, в 2015 г. «Новатэк» заключил договор на поставку газа НЛМК в Липецке, т. е. примерно в 3400 км от основных месторождений.

Автор: Алина Фадеева

Источник: Ведомости, 06.04.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики