Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Есть предел для удовлетворения притязаний Белоруссии»: почему «Газпром» не снизил цену для Минска

«Есть предел для удовлетворения притязаний Белоруссии»: почему «Газпром» не снизил цену для Минска

Белоруссия закупает российский газ на особых условиях, которые, даже в ситуации снижения цен на топливо, все равно дают ей конкурентные преимущества, заявили EADaily 11 апреля отраслевые эксперты, назвавшие претензии Минска на снижение цен необоснованными.

Заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов отметил, что стоимость газа для Белоруссии остается конкурентной. «Она в любом случае будет меньшей, чем для соседних стран», — констатировал он.

«Газпром», по словам Агибалова, в настоящее время не может себе позволить снижение цены. «Сейчас сложная ситуация — это и сокращение потребления, и падение цен на всех остальных рынках. Компания не в том состоянии, чтобы из каких-то социальных мотиваций поддерживать Белоруссию», — сказал Сергей Агибалов.

Кроме того, по его словам, дополнительным фактором, которым можно объяснить нежелание «Газпрома» снизить цены для Белоруссии, могла послужить история с белорусским реэкспортом нефтепродуктов. «Белоруссия прибегает здесь к различным схемам, наносящим ущерб российскому бюджету, и оказывать ей дополнительную поддержку за счет государственной компании, которой и является „Газпром“, наверное, некорректно», — полагает Агибалов.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов обратил внимание на то, что Белоруссия находится, и всегда находилась, в особых условиях по газовому вопросу. «Цена на газ для Белоруссии, как известно, и без того самая низкая из всех наших внешнеполитических партнеров. Другое дело, что раньше, до падения газовых цен, когда цена для европейцев была выше, соответственно, и разница с европейцами у белорусов была более значимой. И именно на этом основываются претензии белорусов. Цены действительно начали снижаться, но все равно они еще не подобрались близко к уровню белорусских цен. В этих условиях Белоруссия получает очень комфортную цену. Мы пошли на снижение стоимости газа для Армении, но все равно для Белоруссии цена осталась ниже», — сказал Симонов.

Предложение Белоруссии перейти чуть ли не на внутрироссийские цены, на его взгляд, «достаточно странное». «Почему мы должны переходить на внутрироссийские цены? Белоруссия же не перешла на единую валюту, хотя эту тему мы еще при Ельцине поднимали. На другие интегративные меры она также идет очень аккуратно, всегда пытаясь следовать своими собственным интересам. С точки зрения Белоруссии это можно понять, но очевидно, что существует предел для удовлетворения ее притязаний», — заявил Симонов.

Кроме того, в настоящее время Белоруссия, по словам эксперта, выигрывает от увеличения объемов транзита через свою территорию. «Если говорить о том, что в свое время Белоруссия передала нам магистральную газотранспортную систему, то, во-первых, „Газпрому“ она досталась не бесплатно, а во-вторых, мы постоянно увеличиваем транзит через Белоруссию. Система полностью загружена, в отличие от украинской. Белоруссия приблизилась к Украине по объему транзита, а это — налоговые отчисления и рабочие места. То есть, несмотря на то, что сама система и принадлежит „Газпрому“, Белоруссия все равно на этом зарабатывает, и Минск должен быть доволен тем, что он сейчас является серьезной транзитной страной», — сказал Симонов.

По его мнению, имеет место и политическая подоплека. «Лукашенко сумел очень грамотно позиционировать себя в период российско-западного конфликта. Я думаю, что он пытается у России выбить дополнительные экономические уступки, демонстрируя готовность Европы с ним сегодня сотрудничать», — заключил Симонов.

Как сообщало EADaily, «Газпром» считает нецелесообразным снижение цены на газ для Белоруссии. Об этом заявил 9 апреля заместитель председателя правления газовой компании Валерий Голубев. На сегодняшний день Минск, по его словам, приобретает российский газ по цене $ 132 за тысячу кубометров. Ранее премьер Белоруссии Андрей Кобяков утверждал, что цена на газ для Минска должна составлять $ 80 за тысячу кубометров.

Источник: EADaily, 11.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики