Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый газовый порядок

Новый газовый порядок

Александр Медведев поднял перчатку Жозе Мануэла Баррозу

Между Россией и Евросоюзом, похоже, назревает новый газовый конфликт. Вчера замглавы правления «Газпрома» Александр Медведев, выступая на шестом международном форуме «Газ России - 2008», подверг критике недавно одобренный Еврокомиссией план действий ЕС по энергобезопасности и солидарности - стратегию энергетической безопасности до 2020 года.

Документ предусматривает снижение зависимости Евросоюза от импорта энергоносителей, в том числе природного газа, к 2020 году (см. справку на стр. 13). Уже разработан конкретный план мер, который к 2020 году позволит снизить выбросы углекислого газа на 20%, на столько же уменьшить удельный спрос на энергоресурсы и на столько же увеличить долю возобновляемых источников энергии в европейском топливном балансе.

Россия - это вам не Африка

Согласно прогнозу Еврокомиссии при номинальной цене нефти $100 за баррель в 2020 году все поставки газа в Евросоюз упадут на 14 млрд кубометров - с 298 млрд кубометров в 2005 году до 284 млрд кубометров в 2020 году. При номинальной нефтецене $61 потребности в импорте все же возрастут, но незначительно, и весь ввоз газа может составить 337 млрд кубометров. Кроме того, согласно плану зависимость ЕС от импорта газа вырастет с нынешних 60% до 71--73% в 2020 году, но при этом часть импорта перейдет на страны Ближнего Востока, Африки и Средней Азии. Таким образом, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, представивший план на прошлой неделе, дал понять, что если Европа напряжется, она может обойтись и без дополнительного российского газа, а значит, строительство газопровода Nord Stream находится под угрозой. Стоит оговориться, что стратегия еще не вступила в действие. Ее должны еще утвердить Европейский совет и европарламент.

Александр Медведев не оставил расчеты Еврокомиссии без внимания. На газовом форуме, который открыл вчера президент Российского газового общества Валерий Язев, зампред правления "Газпрома" предупредил Баррозу: "Как "Газпром" относится к таким прогнозам? Мы уже неоднократно заявляли, что получаем от европейских партнеров крайне противоречивые сигналы - нужен им российский газ или нет. Обнародованный план - еще одно подтверждение такой неопределенности". План Еврокомиссии Медведев назвал новой энергетической политикой (НЭП) и сравнил его с новой экономической политикой Ленина (та же аббревиатура НЭП). Ленинский НЭП, вспомнил Медведев, закончил плохо. Сталин заменил его политикой "великого перелома".

Возмутили Медведева и некоторые другие положения энергоплана ЕС: "Россия является основным поставщиком газа и угля на рынки ЕС и вторым после ОПЕК - нефти. Нас удивляет, что в системе приоритетов новой энергополитики импорту энергоносителей не отводится важное место. Скорее, приоритетный характер приобретают действия по ограничению потребности в импорте российского газа". Не доволен он и тем, что в новой энергетической политике отношения между Россией и ЕС стоят в одном ряду с укреплением связей с африканскими странами и налаживанием диалога с ОПЕК.

Газ брать будете или нет?

У Медведева, впрочем, другие данные, при учете которых никакая новая энергетическая политика не реализуема. По прогнозам «Газпрома», к 2020 году объем газового экспорта в Европу увеличится до 219--227 млрд кубометров. К себе в помощь он взял и экспертов авторитетного Международного энергетического агентства (МЭА), созданного, кстати, основными потребителями энергоресурсов. МЭА прогнозирует, что импорт российского газа в ЕС и Турцию должен к 2020 году увеличиться на 65--105 млрд кубометров. "Таким образом, без дополнительных 80 млрд кубометров транспортных мощностей Европа этих объемов не получит", - подытожил Медведев, намекнув в очередной раз на необходимость строительства Nord Stream.

Он напомнил слова премьера Владимира Путина, сказанные им после встречи с его коллегой из Финляндии Матти Ванханеном 12 ноября в Москве: "Европейцы должны решить, нужен ли трубный газ в тех объемах, которые поступают. Если не нужен, то мы не будем строить трубопровод, будем строить заводы по сжиженному газу и отправлять его на мировые рынки".

Медведев подтвердил, что это технически возможно. И в этом случае поставки газа уже не будут зависеть от газопроводов: «Перспективы строительства заводов СПГ реальны. Помимо Штокмановского проекта существует еще два проекта сжиженного природного газа (СПГ) как в Восточной, так и Западной Сибири". А танкеры пойдут к новым потребителям по морским путям, не проходящим по территориальным водам тех или иных стран. Впрочем, вчера Александр Медведев, как и всегда, иронически относился даже к своим словам. "Впрочем, на этих путях в рамках борьбы с пиратством могут появиться армады военно-морских сил".

Таким образом, Александр Медведев вновь заявил, что назревающее в Европе решение отказаться от наращивания импорта российского газа является политическим, а не экономическим. "Ограничение импорта газа, как приоритет НЭПа, ставит некоторые страны новой Европы перед неразрешимой дилеммой - они разрываются между объективной необходимостью замещения выбывающих мощностей современной газовой генерации и политическими фобиями, связанными с усилением зависимости от поставок российского газа», - заключил Медведев.

Главе Еврокомиссии в Москве Марку Франко, также выступавшему на форуме «Газ России - 2008», пришлось отдуваться за коллег. Он поспешил ответить на вопрос Путина и Александра Медведева, нужен ли Европе Nord Stream. "Мы никогда не ставили под сомнение обоснованность инвестиций в Nord Stream, но строительство газопровода должно проводиться при соблюдении норм охраны окружающей среды", - заявил он, объясняя в очередной раз официальную причину, по которой Финляндия, Швеция, Польша и страны Балтии пока против строительства газопровода.

Европа ищет альтернативу «Газпрому» в обновлении своего энергобаланса. Готовится ли Россия к такому развитию событий или единственная ставка - все-таки «Газпром»?

Константин Симонов / руководитель Фонда национальной энергетической безопасности
Начнем с того, что Европа от России как поставщика не избавится. Так как переориентация потребует просто колоссальных затрат и, мало того, вынудит обратиться к не совсем очевидным источникам. В частности, в той же Туркмении нужно будет верить не вполне подтвержденным аудиторским данным относительно запасов газа. Кроме того, политически эта страна, а также, допустим, Иран и Нигерия, до которой в своих рассуждениях европейцы тоже уже дошли, достаточно не ясны. Однако все это не означает, что мы должны сидеть сложа руки. Подобного рода планы, естественно, заставят Россию (и уже заставили) думать о том, какие рынки могли бы стать альтернативами. А в этом смысле основным моментом, я думаю, будет являться попытка перейти к активному производству сжиженного газа. Ведь хотя транспортировка по трубам и дешевле, последний дает возможность для маневра.

Виктор Баранов / президент Союза независимых производителей газа
Когда Владимир Путин был еще президентом, он говорил, что нужно заботиться не только о безопасности потребителей, но и о безопасности производителей. Что тогда сделали? Развернулись и посмотрели на карту слева направо. Так вот, если слева - Европа, то справа - Китай и Юго-Восточная Азия. Причем справа еще и сумасшедший рынок сжиженного газа, использовать который позволяет логистика. А потому географическая диверсификация уже давно идет, о чем только не разговаривают: и такую ветку провести, и другую, и кредиты у Китая брать. Мы видим тренд - разве это не значит, что готовимся? В частности, если газотранспортная система России все равно будет соединена, то ничто не мешает со временем (лет, скажем, через 10) газ с Ямала направлять и в Китай, и в Таиланд. Да и нам самим наконец нужно газифицировать сумасшедшую территорию.

Алексей Макаркин / вице-президент Центра политических технологий
Думаю, что альтернатива Европой будет найдена скорее поздно, чем рано, потому что сейчас там кризис и вкладывать средства в диверсификацию или переориентацию на другие источники достаточно сложно. Другое дело, что когда-нибудь это все-таки может случиться. А здесь может возникнуть большая проблема, потому что у нас, как и у многих других, часто наблюдается инерция, что статус-кво сохранится в течение неопределенно длительного времени или что изменения будут идти в более выгодную для нас сторону.

Авторы: Андрей Бирюков, Константин Смирнов, опрос - Алексей Смирнов

Источник: Gzt.ru, 18.11.2008


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики