Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяную заморозку сорвал арабский принц

Нефтяную заморозку сорвал арабский принц

Заморозку нефтедобычи сорвал министр обороны Саудовской Аравии Мохаммед бин Салман

Договоренность о заморозке добычи нефти мог сорвать саудовский министр обороны, заместитель наследного принца Мохаммед бин Салман. Не исключено, что речь идет о расколе в среде саудовской элиты. Президент Венесуэлы Николас Мадуро обвинил в попытке сорвать соглашение США. Ранее неоднократно выдвигалась версия, что Штаты и Саудовская Аравия совместно пытаются обрушить цены на нефть, чтобы нанести удар по российской экономике. Однако целесообразность подобного нефтяного заговора сейчас под большим вопросом.

По данным издания, Мохаммед бин Салман (являющийся, кстати, министром обороны СА и возглавляющий совет по экономическим вопросам и развитию) пытался даже отозвать саудовскую делегацию из столицы Катара Дохи, где проходили переговоры по заморозке. Делегация Эр-Рияда, возглавляемая министром нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими, осталась в Дохе, но переговоры в итоге все равно сорвались.

Как сказал позднее министр нефти Венесуэлы Эулохио дель Пино, в Дохе складывалось впечатление, что у саудовской делегации вообще нет никаких полномочий.

Глава российского Минэнерго Александр Новак в понедельник в интервью каналу НТВ также говорил, что переговоры провалились «из-за Саудовской Аравии и ряда стран Персидского залива».

При этом именно Саудовская Аравия, наряду с Россией, Катаром и Венесуэлой, стала инициатором самой идеи заморозки добычи. Четыре страны провели первые переговоры еще в середине февраля. Однако позднее саудиты заявили, что не будут фиксировать производство, если к инициативе не присоединятся все производители, и в первую очередь Иран.

Причем заявил об этом именно Мохаммед бин Салман.

Иран, заявлявший, что заморозка добычи должна помочь рынку, сам от нее отказался, упирая на то, что за период санкций США и ЕС (они были отменены только 16 января) темпы производства нефти в стране упали и Ирану нужно выйти на досанкционный уровень (около 4 млн баррелей в сутки), прежде чем поднимать вопрос о заморозке.

Кстати, во вторник Исламская Республика Иран заявила, что 4 млн баррелей в день добыча в стране составит уже к концу июня. Именно на июнь запланирована очередная сессия ОПЕК, где опять будет подниматься вопрос заморозки добычи.

Однако еще до встречи в Дохе прошла информация, что России удалось убедить Саудовскую Аравию не оглядываться на Иран в вопросе фиксации добычи. Но сообщения были неофициальными, со ссылкой на некий дипломатический источник. Официально стороны лишь подтвердили факт предварительных переговоров.

Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов полагает, что двойственная позиция Саудовской Аравии, повлекшая за собой провал переговоров, может объясняться конфликтом внутри саудовской элиты. Косвенно подтверждает эту версию тот факт, что заморозкой добычи вдруг начал заниматься министр обороны СА.

«Кроме того, в ОПЕК саудиты — лидеры, а вот в новом формате заключения соглашений, с присутствием России, им бы пришлось «подвинуться», — отмечает глава ФНЭБ.

За несколько дней до встречи в Катаре венесуэльский президент Николас Мадуро заявил, что в срыве переговоров заинтересованы США, которые оказывают давление на страны ОПЕК. По словам Мадуро, Штаты «одержимы» в отношении Венесуэлы, России и персонально президента РФ Владимира Путина. И целью Америки, как заявил Мадуро, является недопущение стабилизации нефтяного рынка.

Еще в 2014 году (и позже в 2015-м) неоднократно выдвигались версии, согласно которым США и Саудовская Аравия действуют в альянсе против России, пытаясь обрушить российскую экономику при помощи низких цен на нефть. Впрочем, был и другой сценарий: играет на понижение именно Саудовская Аравия, причем целью здесь является уже не столько Россия, сколько американские проекты по добыче сланцевой нефти. 

Собственно, саудиты не один раз открыто заявляли, что их цель — выдавить с рынка высокозатратные нефтедобывающие проекты (впрочем, здесь саудиты называли и Россию).

В последний раз министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими заявлял об этом в конце февраля, уже после того, как СА, Россия, Катар и Венесуэла предварительно договорились о заморозке добычи.

Кстати, Саудовская Аравия прибегала и к демпингу, предоставляя скидки для своих покупателей (в первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе). Если в ноябре и декабре прошлого года аравийцы предоставляли постоянную скидку в $0,5 за баррель, то в январе она составляла $0,6, а в феврале — уже $1 за баррель. И только в марте СА заявила об увеличении цен на свою нефть.

Также считается, что именно СА как лидер ОПЕК пролоббировала сохранение уровня добычи картеля в декабре прошлого года, что нанесло дополнительный удар по ценам. Константин Симонов полагает обе конспирологические теории несостоятельными. В первую очередь из-за напряженных отношений между американцами и саудитами. Последние крайне недовольны, в частности, снятием санкций с Ирана. Помимо этого сейчас Америка пытается доказать причастность Саудовской Аравии к терактам 11 сентября 2001 года. Арабы в ответ пригрозили продать американских ценных бумаг на $750 млрд, что обрушит рынок.

Кроме того, по словам Симонова, если бы Штаты хотели обрушить цены на нефть, союзники им для этого не понадобились бы.

В распоряжении Америки лучшее оружие — крупные объемы спекулятивных денег, которые можно оттянуть с рынка нефтяных фьючерсов или, напротив, направить туда, манипулируя таким образом ценами на нефть.

При этом следует отметить, что Федеральная резервная система США не торопится повышать учетную ставку, что укрепило бы доллар и снизило цены на нефть.

Что касается версии о том, что саудиты пытаются уничтожить американскую сланцевую промышленность, она тоже не выдерживает критики. «Уже сейчас цены на сланцевую нефть ниже себестоимости добычи на многих проектах, — указывает глава ФНЭБ. — Однако добыча в США сокращается значительно медленнее, чем это было бы, если бы она определялась исключительно рыночными условиями».

Здесь все дело в кредитном ресурсе для сланцевых производителей. Почти все проекты по добыче «сланца» в США уже сильно закредитованы, однако их по-прежнему продолжают кредитовать.

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 19.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики