Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяной гамбит Болгарии. Почему София даёт «зелёный свет» российской нефти?

Нефтяной гамбит Болгарии. Почему София даёт «зелёный свет» российской нефти?

Неожиданный отказ Софии от всех претензий по проекту нефтепровода Бургас — Александруполис дарит Москве возможность обойти турецкие проливы, а Болгарии — надежду на возобновление «Южного потока».

После длительных переговоров с российскими и американскими нефтекомпаниями Болгария согласилась отозвать из Амстердама свой иск о ликвидации голландской проектной компании Trans-Balkan Pipeline B.V. Об этом Лайфу сообщил источник в российско-болгарской межправительственной комиссии. Это означает, что проект нефтепровода «Бургас — Александруполис» может быть реанимирован.

Сейчас танкеры с нефтью идут из российских портов на Чёрном море в Европу через контролируемые Турцией проливы. В среднем через два крупных нефтеналивных порта — Новороссийский МТП и терминал Южная Озереевка «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК экспортирует российскую и казахстанскую нефть по нефтепроводу Тенгиз — Новороссийск) — в год проходит около 70 млн тонн сырой нефти. В прошлом году суммарный объём составил 72,8 млн тонн (из них 30 млн тонн пришлось на Новороссийск).

Чтобы разгрузить порты и не направлять танкеры через турецкие проливы, Россия ещё в середине 90-х предложила прокладку трубы, которая могла стать альтернативой поставкам нефти через перегруженные и ныне недружественные Босфор и Дарданеллы. Переговоры начались только в 2000-х.

В 2007 году Россия с Болгарией и Грецией подписали соглашение о строительстве трубы мощностью до 50 млн тонн в год и длиной 285 км от болгарского Бургаса до греческого Александруполиса. В 2008 году участники проекта создали компанию Trans-Balkan Pipeline B.V., которая стала оператором строительства нефтепровода. Интересно, что 51% акций в равных долях был распределён среди российских «Транснефти», «Роснефти», «Газпромнефти» и греческой Helpe-Thraki A.E. Правительству Греции досталось 24,5%, а Болгария через «Проектную компанию нефтепровода «Бургас — Александруполис БГ» также получила 24,5%. 

Стоимость проекта оценивалась в $1,2 млрд. TBP начала подготовку к проекту, но работы часто переносились, а в 2010 году были заморожены Болгарией под предлогом экологической опасности. В 2011 году София и вовсе решила выйти из проекта. 

Летом 2015 года, после предложения Греции возобновить проект, к переговорам с Болгарией вернулись вновь. Сначала уговорить её попыталась Россия, но болгарский Минфин своей позиции по проекту не изменил. Затем отговорить болгар взялся американский Chevron, заинтересованный в более коротком плече транспортировки, как акционер (15%) КТК.

Остальные доли в проекте были распределены между структурами «Транснефти», «Лукойла», «Роснефти», казахстанского «Казмунайгаза» и др. К концу 2016 года мощность КТК должна составить 67 млн т (сейчас — около 48 млн т). В процессе переговоров Chevron может войти в капитал греческо-болгарского трубопровода, не исключает президент «Транснефти» Николай Токарев.

«Мне кажется, что для КТК эта тема приобретает новое значение в логике расширения мощностей консорциума. Поэтому маршрут через Бургас в Средиземное море, наверное, в первую очередь более интересен для них. Ну и для казахстанских партнёров в целом, потому что у них в ближайшей перспективе запускается большой проект — Кашаганское месторождение на Каспийском шельфе с балансовыми запасами 4,8 млрд тонн нефти.»

— Николай Токарев, президент «Транснефти»

Но американцам, видимо, уговорить болгар не удалось — прошлой осенью Болгария подала иск в суд Амстердама о ликвидации Trans-Balkan Pipeline B.V.

Зато это удалось России: в рамках последней межправкомиссии болгарская сторона заверила Россию, что отзовёт свой иск, — говорит источник Лайфа в организации. Официальный представитель «Транснефти» Игорь Дёмин подтвердил информацию об отзыве иска. Очевидно, что судьба проекта сейчас полностью зависит от Болгарии. Дёмин не сообщил, когда могут быть возобновлены работы по проекту. Представитель Chevron Салли Джонс и болгарского Минфина отказались от комментариев.

По информации Лайфа, Болгария вернулась к проекту не просто так. Как рассказал нам источник в комиссии, София на переговорах решила в очередной раз поднять вопрос о возобновлении проекта «Южный поток».

«Складывалось впечатление, что Болгария пошла на отзыв иска ради того, чтобы получить газовую трубу. Так или иначе, проект „Южного потока“ закрыт, но если болгарские коллеги всё же получат одобрение ЕК, „Газпром“ подумает о том, чтобы к нему вернуться. Мы болгарам так сказали.»

— Источник Лайфа в Министерстве энергетики России

Болгария ранее предлагала провести до неё замороженный ныне «Турецкий поток». Официально Россия согласилась повторно рассмотреть проект, но лишь при условии, что против него не выступит Еврокомиссия, подтверждает знакомый с текстом заключения межправкомиссии источник Лайфа.

Проект был закрыт президентом России Владимиром Путиным ещё в декабре 2014 года. Болгария требовала от России выкупить 50-процентную долю в болгарском СП South Stream Bulgaria AD, но ответа не получила. 

— Несмотря на противоречия с Еврокомиссией, в руководстве Болгарии стоит задача наладить отношения с Россией, - говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, - на этом фоне возобновление любых старых проектов логично. 

Для России возобновление сотрудничества с Болгарией тоже выгодно.

— За последние пять лет РФ наладила и другие экспортные маршруты своей нефти (в 2012 году была введена Балтийская трубопроводная система суммарной мощностью 80 млн тонн нефти в год), России всё ещё важно возобновление проекта — замена танкерных поставок на трубопроводные позволит избежать вероятных проблем с проходом танкеров через контролируемые Турцией Босфор и Дарданеллы, - замечает Митрахович. Но тогда мощность трубы придётся увеличивать как минимум до 90 млн тонн в год. По его мнению, работы по проекту Бургас — Александруполис могут возобновиться с ростом цен на нефть.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 25.04.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики