Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дело труба: зачем Европа тащит Украину на газовые переговоры с Россией?

Дело труба: зачем Европа тащит Украину на газовые переговоры с Россией?

Еврокомиссия разослала письма украинской и российской сторонам с просьбой начать очередной этап трехсторонних переговоров по газу.

«Еврокомиссия в очередной раз изъявляет готовность выступить в роли посредника в процессе переговоров между Россией и Украиной по газовым вопросам, если обе стороны этого желают»,  — отметил представитель Брюсселя.

О том, какие вопросы могут быть затронуты в ходе очередного раунда этих непростых переговоров, ФБА «Экономика сегодня» рассказал Алексей Гривач, заместитель директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности.

«Было бы странно, если бы украинские власти сказали: нет, мы не будем вести переговоры по газу. Дело в том, что в нынешней ситуации Еврокомиссия хочет сохранить свой статус посредника и держать руку на пульсе, потому они и инициируют эту трехстороннюю встречу.

Предыдущие две зимы заключение зимних пакетов позволяло пройти без эксцессов холодный период. Зимы были относительно теплые, как прошлая, так и позапрошлая, и, на фоне снижения потребления газа на Украине вследствие экономических процессов, сложностей со снабжением не возникло. Но в Европе понимают, что риски все равно имеются.  Потому что теми темпами, которыми идет процесс закачки в зимние хранилища, наполнить их к зиме не получится. А пустые ПХГ, даже при небольшом спросе, это всегда риск. 

Переговоры, вероятнее всего, предстоят для «Газпрома» непростые. Прежде всего,  российской стороне, с большой вероятностью, ничего не будет предложено в обмен на уступки. В частности, в рамках зимних пакетов Россия шла на уступки на правило «бери или плати» для Украины, которое зафиксировано в контракте. В обмен Европа и Украина гарантировали какие-то объемы закупок непосредственно у «Газпрома», но сейчас такие договоренности могут быть и не подтверждены.

Так же Украина может вспомнить, что они пересмотрели цены на транзит.  Кроме того, в повестке дня есть и долгосрочные вопросы. Еврокомиссия, в частности, настаивает на том, чтобы контракт на транзит через Украину был так или иначе продлен после 2019 года. для этого нужно, конечно, прилагать усилия. Россия понимает все риски существования этого транзита, а Украина не делает ничего, чтобы сохранить этот транзит, скорее наоборот, делается все, чтобы Россия укрепилась в мысли, что прекращение поставок через украинскую ГТС является единственно правильным решением. Сохранение транзита создает большую проблему стратегического плана с точки зрения безопасности наших поставок в Европу», - прокомментировал он.

Напомним, что ранее Игорь Насалик,глава Минэнерго Украины, настаивал, что Украина не будет вести с Россией переговоры по газу до завершения судебного разбирательства в Стокгольмском арбитраже, но изменил свою позицию.  

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 26.04.2017


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики