Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый газовый конфликт: «Мы имеем с Белоруссией одну головную боль за другой»

Новый газовый конфликт: «Мы имеем с Белоруссией одну головную боль за другой»

В новом газовом конфликте, который связан с недоплатой за приобретаемый белорусскими предприятиями российский газ и поданным по этому поводу иском компании «Газпром Трансгаз Беларусь», развязка неясна, а разрешение этой ситуации может затянуться на довольно длительное время. Об этом EADaily заявил 5 мая гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Напомним, что ранее дочерняя структура «Газпрома» «Газпром трансгаз Беларусь» 3 мая подала в международный арбитраж при Белорусской торгово-промышленной палате иск к местным газораспределительным компаниям, поскольку они с 1 января недоплачивают за газ по сравнению с контрактной ценой. При этом по мнению вице-премьера Белоруссии Владимира Семашко, белорусские субъекты хозяйствования имеют основания платить меньшую цену за газ по сравнению с той, которую выставляет российский монополист. «С 1 января этого года мы имеем все основания, чтобы наши субъекты хозяйствования имели более низкую цену, чем нам предъявляет субъект хозяйствования Белоруссии со статусом иностранного предприятия «Газпром трансгаз Беларусь», — заявил Семашко.

Белоруссия, по мнению Симонова, «поступает достаточно нагло», поскольку в контракте четко прописана формула цены. «У вас есть заключенный контракт, вы поставили под ним свою подпись, потом вы говорите: „Можно скидку?“. Вам говорят: „Нельзя“. Тем более вы и так получаете газ достаточно дешево. Вы говорите: „Ну ладно, тогда я буду платить так, как сам посчитаю нужным“. Это лукашенковский фокус, когда он берет и платит столько, сколько он считает возможным. То есть, вместо контракта мы имеем дело с Лукашенко, который сам придумывает цену», — сказал Симонов.

Здесь, по словам эксперта, присутствуют и политические моменты, когда белорусский лидер пытается использовать противоречия России и Запада. Лукашенко, по его словам, становится более понятным для ЕС, и он уже не воспринимается как «последний диктатор Европы» из-за его позиции в ходе конфликта между Западом и Россией.

«Это позволяет ему вести себя довольно нагло в отношениях с Россией и делать заявления на тему: „мы России не дадим себя согнуть“, „мы живем в отдельной квартире“. Никто не собирается его ломать, отнимать у него квартиру. Вопрос в другом. Вопрос в том, что есть коммерческие отношения и есть контракт. Его надо выполнять. Тем более, что Белоруссия и без того получает газ по самым низким ценам из всех потребителей газа за пределами Российской Федерации. Совершенно непонятно, чего он требует, если он и так получает газ по самым дешевым ценам», — сказал Симонов.

Позиция Лукашенко, по его словам, с юридической точки зрения абсолютно проигрышная, но есть и политическое измерение этой проблемы. «Этот вопрос уже более масштабный, потому что мы создаем единое экономическое пространство, мы позиционируем его как региональный проект. Если мы сейчас начинаем серьезные торговые войны с Белоруссией, то тогда, конечно, весь этот единый экономический союз оказывается под серьезным вопросом. Он и так под серьезным вопросом, потому что Белоруссия себя ведет весь период санкций с экономической точки зрения крайне некрасиво (это и история с реэкспортом европейских продуктов, и постоянные скандалы с нефтепродуктами). Мы имеем с Белоруссией одну головную боль за другой. Получается, что политический проект вроде бы нужен нам, а зарабатывает на этом Белоруссия. С другой стороны, если мы закрываем эту историю, то возникает вопрос: „Зачем начинали?“ И Лукашенко этим пользуется», — пояснил он.

Симонов отметил, что в случае ограничения поставок в Белоруссию на «Газпром трансгаз Беларусь», как на собственника магистральных газопроводов на территории Белоруссии может начаться давление. «Это тоже вызовет трудности, потому что, если мы начнем ограничивать транзит, тогда мы не сможем с выгодой продавать газ на европейские рынки», — подвёд итог эксперт.

Источник: EADaily, 06.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики