Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Реформа газового рынка закончится ростом цен» (аудио)

«Реформа газового рынка закончится ростом цен» (аудио)

Антимонопольщики выступили за либерализацию экспорта газа. ФАС не поддерживает внедрение института гарантирующего поставщика в отрасли, заявил «Интерфаксу» замглавы службы Анатолий Голомолзин. Идею активно продвигает «Газпром». Увеличение игроков на рынке лишь повысит стоимость газа для потребителей, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

ФАС с завидным упорством продолжает настаивать на реформировании внутреннего газового рынка. На этот раз службе очень не понравился институт гарантирующего поставщика, который она посчитала закрепляющим антирыночный характер. ФАС говорит вроде бы правильные вещи: что нужна конкуренция, что если за рынок будут бороться несколько производителей, то это будет выгодно покупателю. Все это так, да не так, потому что дьявол живет в деталях.

На самом деле газовая отрасль у нас давно уже не такая монопольная, как это принято считать. Независимые производители уже отъели себе серьезную часть рынка. Но проблема в том, что они взяли под свое крыло регионы с относительно небольшим транспортным плечом от Ямала — основного места добычи газа. А транспортировка газа стоит дорого, поэтому в дальние территории от ЯМАО они вести газ не хотят. Также, естественно, они не хотят заниматься и газификацией регионов вроде Дальнего Востока.

Есть у отрасли и еще одна важная специфика, она связана с тем, что в отопительный сезон газа вы потребляете гораздо больше, чем летом. Это называется сезонными пиками. При этом кто-то должен содержать добычные мощности даже в летний сезон, когда спрос на газ резко падает, только для того, чтобы зимой покрыть дополнительный спрос. Вот это и есть гарантирующий поставщик. Может, это не слишком рыночно, да только понятно, что если все перевести на рыночные рельсы, то потребителю придется самому платить за сезонные пики. Сегодня «Газпром» компенсирует их покрытие за счет трубопроводной экспортной монополии. Независимые же, заняв близкие от ЯМАО регионы, достигли предела экспансии. Поэтому они и стали предлагать отмену экспортной монополии в обмен на согласие поставлять газ в более далекие регионы. И опять вроде красивая идея, вроде как все равны и конкурируют за потребителя. Однако вопросы те же — а кто будет развивать и поддерживать газотранспортную инфраструктуру и где взять газ в период зимнего пика, если гарантирующего поставщика не будет, а другие поставщики не смогут или не захотят эти поставки выполнять? А если все же захотят, то какова будет цена поставки? Вопрос этот не такой и праздный.

Россия уже обладает большим опытом реформы естественных монополий. Все они начинались под соусом заботы о потребителе, а кончались ростом цен на услуги. Вот такие чудеса, про которые ни в одном учебнике не прочитаешь. И я готов спорить на любые деньги, что реформа газового рынка по рецепту ФАС закончится ростом цен на газ. Вам скажут, что это новая рыночная цена, что население должно платить в разы больше коммерческих потребителей, а у нас платит меньше, и что это все советские деформации, которые пора устранить. И ФАС вы ничего скажете, потому что ФАС борется с монополиями, а не с высокими ценами. По науке вроде как должна появиться конкуренция и снизиться цена. А почему этого не происходит, скажем, в электроэнергетике, и видит ли эту конкуренцию житель, получающий платежку за электричество, — это уже мелочи жизни. Кто не спрятался, я не виноват.


Источник: Коммерсантъ ФМ, 11.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики