Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Реформа газового рынка закончится ростом цен» (аудио)

«Реформа газового рынка закончится ростом цен» (аудио)

Антимонопольщики выступили за либерализацию экспорта газа. ФАС не поддерживает внедрение института гарантирующего поставщика в отрасли, заявил «Интерфаксу» замглавы службы Анатолий Голомолзин. Идею активно продвигает «Газпром». Увеличение игроков на рынке лишь повысит стоимость газа для потребителей, уверен директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

ФАС с завидным упорством продолжает настаивать на реформировании внутреннего газового рынка. На этот раз службе очень не понравился институт гарантирующего поставщика, который она посчитала закрепляющим антирыночный характер. ФАС говорит вроде бы правильные вещи: что нужна конкуренция, что если за рынок будут бороться несколько производителей, то это будет выгодно покупателю. Все это так, да не так, потому что дьявол живет в деталях.

На самом деле газовая отрасль у нас давно уже не такая монопольная, как это принято считать. Независимые производители уже отъели себе серьезную часть рынка. Но проблема в том, что они взяли под свое крыло регионы с относительно небольшим транспортным плечом от Ямала — основного места добычи газа. А транспортировка газа стоит дорого, поэтому в дальние территории от ЯМАО они вести газ не хотят. Также, естественно, они не хотят заниматься и газификацией регионов вроде Дальнего Востока.

Есть у отрасли и еще одна важная специфика, она связана с тем, что в отопительный сезон газа вы потребляете гораздо больше, чем летом. Это называется сезонными пиками. При этом кто-то должен содержать добычные мощности даже в летний сезон, когда спрос на газ резко падает, только для того, чтобы зимой покрыть дополнительный спрос. Вот это и есть гарантирующий поставщик. Может, это не слишком рыночно, да только понятно, что если все перевести на рыночные рельсы, то потребителю придется самому платить за сезонные пики. Сегодня «Газпром» компенсирует их покрытие за счет трубопроводной экспортной монополии. Независимые же, заняв близкие от ЯМАО регионы, достигли предела экспансии. Поэтому они и стали предлагать отмену экспортной монополии в обмен на согласие поставлять газ в более далекие регионы. И опять вроде красивая идея, вроде как все равны и конкурируют за потребителя. Однако вопросы те же — а кто будет развивать и поддерживать газотранспортную инфраструктуру и где взять газ в период зимнего пика, если гарантирующего поставщика не будет, а другие поставщики не смогут или не захотят эти поставки выполнять? А если все же захотят, то какова будет цена поставки? Вопрос этот не такой и праздный.

Россия уже обладает большим опытом реформы естественных монополий. Все они начинались под соусом заботы о потребителе, а кончались ростом цен на услуги. Вот такие чудеса, про которые ни в одном учебнике не прочитаешь. И я готов спорить на любые деньги, что реформа газового рынка по рецепту ФАС закончится ростом цен на газ. Вам скажут, что это новая рыночная цена, что население должно платить в разы больше коммерческих потребителей, а у нас платит меньше, и что это все советские деформации, которые пора устранить. И ФАС вы ничего скажете, потому что ФАС борется с монополиями, а не с высокими ценами. По науке вроде как должна появиться конкуренция и снизиться цена. А почему этого не происходит, скажем, в электроэнергетике, и видит ли эту конкуренцию житель, получающий платежку за электричество, — это уже мелочи жизни. Кто не спрятался, я не виноват.


Источник: Коммерсантъ ФМ, 11.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики