Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > У «Газпрома» хотят забрать экспортную монополию

У «Газпрома» хотят забрать экспортную монополию

В правительстве сохраняются разногласия по вопросу либерализации рынка газа  

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) настаивает на полной либерализации экспорта газа трубопроводного без каких-либо ограничений. Для этого до конца года планируется ввести единый транспортный тариф и организовать доступ всех желающих к так называемым экспортным аукционам. Ликвидация монополии в теории – благо. Но чем обернется либерализация экспорта в российских условиях – пока не ясно. Поэтому в Минэкономразвития предлагают сначала убедиться, что отмена монополии в части экспорта сжиженного газа даст положительные результаты.

Выступая на конференции в Амстердаме, замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин решил присоединиться к требованию европейцев о демонополизации поставок российского газа. В настоящее время основные объемы топлива поставляются на зарубежные рынки по трубам, которые, как и газ в них, принадлежат «Газпрому». Чиновник считает, что после либерализации поставок сжиженного газа пора переходить к свободному экспорту сетевого газа, допустив к поставкам независимых производителей.

В соответствии с принятым 10 лет назад Законом «Об экспорте газа» монопольное право экспорта российского газа принадлежит только «Газпрому» и его 100-процентной «дочке» «Газпром-экспорту». В декабре 2013 года президент России Владимир Путин подписал закон о либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Это решение в прессе связывают с лоббистскими успехами Леонида Михельсона, предправления компании Новатэк, которая в 2018 году планирует запустить на Ямале производство СПГ. К тому же о планах сжижать газ заявляли и другие компании, например, «Роснефть».

Анатолий Голомолзин рассказал, что вопрос либерализации экспорта газа обсуждается в том числе и в рамках концепции рынка газа, за которую отвечает Минэнерго. Он сообщил, что концепция разрабатывается по решению президентской комиссии по ТЭКу летом 2014 года, где «были дополнительные усиливающие поручения, включая создание равных условий на рынке газа».

Поставлять газ на экспорт более выгодно, чем продавать внутри страны. В настоящее время разрыв цен составляет около 50%. Однако в «Газпроме» возражают против упрощенных оценок экспортной стоимости газа для других компаний и предлагают ввести в газовой отрасли институт гарантирующего поставщика. Монополист настаивает на том, что независимые газопроизводители должны нести адекватные затраты по поставкам топлива в отдаленные регионы страны, по поддержанию транспортной инфраструктуры, по резервированию мощностей, а также нести риск неполной оплаты потребителями.

Анатолий Голомолзин подчеркнул, что ФАС выступает против идеи гарантирующего поставщика. По его мнению, этот институт скомпрометировал себя на рынке электроэнергии и не стимулирует развитие рыночных отношений. «Равные условия можно создавать либо ухудшая их для одних, либо улучшая для других. Мы движемся в улучшении условий для всех», – заявил он. Одним из первых шагов в либерализации экспорта, по мнению чиновника, могут стать экспортные аукционы.

Однако эксперты предлагают не торопиться с либерализацией экспорта, а тщательно выверять все шаги. Председатель совета директоров компании «2К» Иван Андриевский напоминает, что первый опыт квазиаукционов был неудачным. «Цены, предложенные «Газпромом» осенью 2015 года, не заинтересовали покупателей. Второй раунд был более успешен: газовая монополия продала в Прибалтику 75% всего выставленного на аукцион объема газа». Однако эксперт считает, что в целом механизм интересен «Газпрому» только как вариант дополнительной продажи газа по более высоким ценам, если потребителям не хватит объемов, выкупленных по долгосрочным контрактам. «Как замещение механизма долгосрочных контрактов  продажа через аукцион российской газовой компании не интересна. Привлечение на аукцион независимых производителей газа, которые могут демпинговать, очевидно не выгодно «Газпрому».

Замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач еще более категоричен. «Конкуренция российских поставщиков газа будет приводить к снижению его контрактной цены. И это тогда, когда в Европе, наоборот, обсуждают вопрос создания некоего механизма для координации действий импортеров, то есть создания «единого окна» для импорта», – удивляется эксперт. «Нельзя просто так отмахиваться от факта, что за счет экспорта «Газпром» в том числе покрывает затраты, которые он действительно несет, выполняя в том числе определенную социальную функцию. В случае игнорирования этого факта предложение Голомолзина будет выглядеть как неприкрытое лоббирование интересов одних производителей в ущерб другим», – считает Гривач.

Минэнерго и Минэкономразвития, похоже, не стремятся рубить с плеча. Когда обсуждался вопрос о доступе независимых производителей к «Силе Сибири» (экспортному газопроводу в Китай), Минэнерго выступил за компромиссный вариант, при котором экспортная монополия «Газпрома» сохраняется, но он будет покупать газ у независимых производителей по экспортной цене за минусом транспортных издержек. У Минэнерго есть планы обеспечить независимым производителям газа доступ к «Силе Сибири» через два года после запуска проекта, то есть в 2020 году, сообщает Интерфакс.

А Минэкономразвития готово рассматривать вопрос полной либерализации экспорта газа из России только после 2018 года. В сложившихся макроэкономических условиях (существенное падение нефтяных цен и увеличение предложения СПГ в мире) оптимальным будет сохранение экспорта трубопроводного газа через единый экспортный канал, передает РИА Новости мнение чиновников МЭР. При этом в министерстве хотят предварительно провести анализ эффективности либерализации экспорта СПГ, а его можно сделать только после того, как в 2018 году будет запущен завод СПГ на Ямале.

Между тем в правительственной комиссии по топливно-энергетическому комплексу отменять монополию «Газпрома» пока не собираются. «В правительстве не говорят об этом. Слышал, что глава ФАС Игорь Артемьев предложил это», – сказал вчера вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, отвечая на вопрос, обсуждается ли в правительстве вопрос либерализации экспортных поставок газа. «У нас никаких нет планов менять нормативную базу, связанную с этим. Если «Газпром» хочет на такой основе работать, имеет право делать сам. Но я не уверен, что он хочет», – заявил Дворкович, которого цитирует Интерфакс.    

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 11.05.2016

 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики