Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Карты, деньги и труба: чем закончится газовый спор Москвы и Минска?

Карты, деньги и труба: чем закончится газовый спор Москвы и Минска?

Долг Белоруссии за газ перед «Газпромом» составил более 125 млн долларов за четыре месяца текущего года. Правда, сами белорусы с этим категорически не согласны. В Минске считают, что никакого долга нет вообще. ФБА «Экономика сегодня» выясняло, чем закончится спор между Россией и Белоруссией.   

По словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, в соответствии с контрактном, который был заключен на текущий год, со стороны Белоруссии есть недоплата в размере 125 млн долларов. А вот в Министерстве энергетики Белоруссии считают иначе. Так, глава их профильного ведомства Владимир Потупчик заявил, что республика не имеет никакого долга перед «Газпромом» за поставленный природный газ, оплата идет в соответствии с межправительственным соглашением, которое стороны трактуют по-разному.

«Белоруссия просит скидку  к действующей цене. В Минске долгие годы боролись против привязки цены на газ к стоимости нефтепродуктов. Это создает высокий ценник. Белорусы хотели привязаться к внутрироссийской цене России. В итоге в 2011 году было подписано соглашение. Однако стоимость транспортировки рассчитывает «Газпром» в долларах. Так что, ценник не сильно снизился. При этом, те контракты, которые привязаны к нефти, сократились в цене, ибо нефть упала. Белорусы хотят дополнительной скидки, считая себя приоритетным покупателем. Сейчас идет торг. В рамках него «Газпром» подал в суд на белорусских потребителей по задолженностям. Как только начинаются экономические проблемы, начинаются проблемы неплатежей. Это не уникальная ситуация. Белоруссия в качестве своего рычага давления говорит, что рассчитывает стоимость по-другому. В Минске сейчас пытаются показать тот рубеж, на который они согласны. «Газпром» пойдет в итоге на уступки», - прокомментировал ситуацию ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков

Эксперт напоминают, что через Белоруссию идет большой объем газа в Европу. То есть, это стратегическое направление для нас. Белорусский рынок важен с точки зрения сбыта. Он приносит более трех млрд долларов «Газпрому». К тому же, если в Белоруссии начнут сокращать потребление газа, то конкуренты «Газпрома» начнут говорить, что нужно либерализовать рынок экспорта, а потом они поставят вопрос о том, нужен ли «Газпром» вообще.

«Газпрому проще пойти на уступки белорусам. Вопрос в том, какой размер скидки будет. Где-то около ста долларов будет новая стоимость. В общем, в конечном итоге все сядут за стол переговоров с определенными картами», - считает Юшков.

По словам Потупчика, все дело в том, что российская и белорусская стороны по-разному трактуют межправсоглашения (ежеквартальный расчет по формуле с учетом индексов изменения цен на газойль и мазут). Москва ориентируется на цены «Ямала», а Минск считает, что с начала года должны действовать рыночные равнодоходные цены. Россия не хочет прояснить эту ситуацию. Ранее вице-премьер Владимир Семашко заявлял, что у Белоруссии есть основания для снижения цены на российский газ, но на переговорах в начале января представители соседних государств не договорились о скидке. 

Автор: Александра Будер 

Источник: Экономика сегодня, 12.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики