Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Начать реализацию проекта TANAP еще не значит, что он будет полностью реализован

Начать реализацию проекта TANAP еще не значит, что он будет полностью реализован

В Греции начато строительство Трансадриатического газопровода - ТАП. Это часть проекта Южного газового коридора. ТАП протяженностью 880 километров и начальной мощностью 10 млрд кубометров в год должен принять газ проекта "Шах-Дениз — 2" у магистрали TANAP на границе Греции и Турции. Газопровод должен пересечь Грецию, Албанию, Адриатическое море и на юге Италии войти в газотранспортную сеть Snam. Поставки газа по ТАП планируется начать в 2020 году. Проект пользуется полной поддержкой США и Еврокомиссии.

Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности:

Начать реализацию проекта еще не значит, что он будет полностью реализован. У всех на слуху был проект Набукко. И где он сейчас? TANAP и TAP – это как раз очередные интерпретации Южного газового коридора, по теме создания которого есть масса вопросов. Насколько высок инвестиционный интерес к этому проекту, учитывая сегодняшнюю низкую конъюнктуру цен на газ, сроки окупаемости, коммерческий смысл? Даже в так называемые «жирные годы» (2010-2013 гг., когда газ был особенно дорогим) европейцы не были так уж щедры на инвестиции в сетевую энергетическую инфраструктуру. Настроенные в ЕС приемные СПГ-терминалы не в счет, загрузка которых невысока даже в высокий сезон. В трубы Европа активно не инвестировала ни при ценах на газ в 300, ни в 400 и даже в 500 долларов за тысячу кубометров. Ожидания Газпрома по 2016 году колеблются вокруг цифры в 180 долларов за тысячу кубометров, кстати, это еще оптимистичный вариант. И не стоит забывать, что инфраструктура не стала кратно дешевле вместе с газом. Сметное удешевление проектов если и есть, то это не более чем 10-15%.

С точки зрения коммерции, интереса к проекту я не вижу. С ресурсной базой (1 и 2 очередь азербайджанского месторождения Шах-Дениз), как и с объемами, тоже все непросто. Речь идет всего лишь о 10 млрд кубометров, которые могут появиться на юге Италии, где и «осядут».  Потому что дальше трубы прокладывать пока никто не собирается. Кроме того, строительство 2-й очереди Шах-Дениз по срокам уже сдвинуто, там все не так динамично, как изначально рисовалось в проектах. Есть еще иранский газ, который пока уходит на другие рынки сбыта, и его свободные объемы могут и не появиться. Я не вижу, что есть четкое понимание того, как этот газопровод будет «наполняться».

С точки зрения усиления конкуренции для нашего Газпрома катастрофы я не вижу. Разумеется, не стоит расслабляться и выпускать развитие этого проекта из виду. Построение Брюсселем пресловутой системы энергетических противовесов «Газпрому» надо учитывать, но больших рисков для нас как поставщика не возникнет. Наоборот даже допускаю, что такая актуализация может подстегнуть интерес к нашим магистралям в Европе (например, предлагаемому «Газпромом» новому газотранспортному проекту Poseidon), которые имеют устойчивую ресурсную базу, гарантии по подрядам и инвестициям.  

Источник: Центр энергетической экспертизы, 17.05.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики