Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > К. Симонов о строительстве ТАП: Европа пошла на уступки Азербайджану

К. Симонов о строительстве ТАП: Европа пошла на уступки Азербайджану

ЕС заключил контракт с Азербайджаном по строительству ТАП в ущерб европейским потребителям, нарушив свою же философию развития энергетических рынков. Преимущество азербайджанского газа лишь в том, что он не российский, заявил директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Европейский союз объявил о начале строительства Трансадриатического газопровода (ТАП) протяженностью 880 километров и начальной мощностью 10 миллиардов кубометров в год, который должен пересечь Грецию, Албанию, Адриатическое море и на юге Италии войти в газотранспортную сеть Snam.

ТАП — главный элемент «Южного коридора» для транспортировки газа из Азербайджана в обход России — будет строиться как альтернатива российско-европейскому проекту «Южный поток». Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов уверен, что это энергетические проекты «разной весовой категории», которые решают совершенно разные задачи.

«Южный поток» должен был увеличить надежность поставок российского газа в Европу, потому что РФ не может гарантировать безопасность транзита через Украину. А проекты «Южного коридора», частью которого является ТАП, нацелены на так называемую диверсификацию поставок и на доставку альтернативного России газа на рынок юга и юго-востока Европы. Это проект вывоза азербайджанского газа, который обойдется европейцам дороже«, — сказал Симонов

Учитывая объемы, азербайджанский газ конкурентом российского газа не будет, а другого газа пока для этого «Южного коридора» у европейцев нет, уточнил эксперт.

«Речь идет о поставках газа с месторождения Шах-Дениз. Это 16 миллиардов кубов, причем шесть из них уже предназначены для Турции. Проект ТАП будет доставлять всего десять миллиардов кубометров газа, — отметил Симонов. — Напомню, что российский „Южный поток“ был рассчитан на 63 миллиарда кубов. В этом плане речь идет о несопоставимых объемах».

При этом эксперт подчеркнул, что Азербайджан заключил контракт по весьма выгодным для себя ценам. 

Более того, Евросоюз, по мнению Симонова, пошел на серьезные нарушения своей же философии развития энергетических рынков, заключив долгосрочный контракт с «нефтяной привязкой» в ущерб европейским потребителям. И все для того, чтобы получить азербайджанский газ, преимущество которого лишь в том, что он не российский.

Российский «Газпром» планировал построить газопровод «Южный поток», который должен был пройти в обход Украины через акваторию Черного моря в страны Южной и Центральной Европы. Но европейские власти предложили приостановить этот проект из-за его несоответствия Третьему энергопакету.

«Компании Азербайджана претендуют на газотранспортные активы в Греции, что на самом деле также нарушает принципы Третьего энергетического пакета и является довольно любопытной коллизией с точки зрения применения правил ЕС. Получается, что для Азербайджана делается исключение. Это позор для европейцев», — отметил Симонов

Кроме того, как подчеркнул эксперт, теперь Азербайджан сможет потребовать политические уступки, например, по карабахскому вопросу.

По мнению Симонова, ЕС мог бы встроить «Южный поток» (который трансформировался в «Турецкий поток») в проект Трансадриатического газопровода, который идет через Грецию, далее Албанию, в Италию. Таким образом была бы создана система конкуренции между российским и азербайджанским газом, к которой Россия готова.

Подобный проект расширения ТАП до 30 миллиардов кубов ранее рассматривался, однако Европа на такой шаг не решилась, сказал эксперт. 

Автор: Мария Шелудякова

Источник: Sputnik Грузия, 17.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики