Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белоруссия против «Газпрома»

Белоруссия против «Газпрома»

Белоруссия открещивается от долга за российский газ

В Минске считают, что должны оплачивать поставки голубого топлива по цене вдвое ниже контрактной. Газовые отношения Москвы и Минска, в последние годы довольно мирные, похоже, входят в стадию обострения.
 
Глава Минэнерго РФ Александр Новак сообщил на днях, что с начала года союзная республика задолжала «Газпрому» более 125 млн долларов и эта цифра растёт с каждым днём. Однако его белорусский коллега Владимир Потупчик считает иначе. «Никакого долга нет, мы платим в соответствии с межправительственным соглашением», – заявил он. По его словам, стороны по-разному трактуют это соглашение: Белоруссия настаивает на рыночных равнодоходных ценах, тогда как Россия уверена, что должна действовать «цена Ямала» (сейчас базой для расчёта служит стоимость газа в одном из основных добывающих регионов – Ямало-Ненецком автономном округе). «Сегодня рыночная равнодоходная цена, по нашим расчётам, составляет 73 доллара за тысячу кубометров», – сказал Потупчик. Контрактная цена – 142 доллара.
 
Минск более полугода ведёт с Москвой переговоры о снижении цены. Основной аргумент – Россия должна была ещё к 2015 году перейти на равнодоходные с экспортом цены на газ. Теперь, когда цены «Газпрома» в Европе резко упали, на стоимости топлива для Белоруссии это почти не отразилось. На самом деле она немного снизилась, в основном за счёт девальвации рубля, но основная составляющая тарифа (транспортировка и хранение) зафиксирована в долларах. Зампред компании Валерий Голубев в апреле подчёркивал, что Белоруссия пять лет назад сама отказалась от привязки газовой цены к стоимости нефтепродуктовой корзины. «Сегодня белорусские коллеги говорят: хотим по-другому, но надо быть последовательными», – говорил он.
 
В начале мая компания «Газпром трансгаз Беларусь» (белорусская «дочка» монополии) подала иски к местным газораспределительным компаниям, поскольку они с 1 января недоплачивают за газ по сравнению с контрактной ценой. Подобное уже происходило в 2010 году, но тогда «Газпром» отреагировал резким снижением поставок. В ответ Минск грозился перекрыть транзит в Европу. В итоге стороны сошлись на том, что белорусы возвращают долг, а «Газпром» соглашается на значительное повышение платы за транзит.
 
Иван КАПИТОНОВ, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС:
 
– Белоруссия решила действовать, основываясь на украинском опыте. Минск надеется, что условия договоров с ним будут пересмотрены, настанет время существенных скидок, а предыдущие долги с учётом нашего геостратегического партнёрства будут списаны. Но сейчас «Газпром» вряд ли пойдёт на уступки. По европейскому направлению уже достигнут предел по нижней планке цены, газ отдаётся фактически по себестоимости. Если снижать цену дополнительно и прощать долги, «Газпром» будет торговать себе в убыток.
 
Константин СИМОНОВ, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности:
 
– Белоруссия поступает достаточно нагло. У вас есть заключённый контракт, вы поставили под ним свою подпись, потом вы говорите: «Можно скидку?». Вам говорят: «Нельзя». Тем более вы и так получаете газ достаточно дёшево. Вы говорите: «Ну ладно, тогда я буду платить так, как сам посчитаю нужным». Это лукашенковский фокус, когда он берёт и платит столько, сколько он считает возможным. То есть вместо контракта мы имеем дело с Лукашенко, который сам придумывает цену.
 
Игорь ЮШКОВ, эксперт в области энергетики:
 
– Белорусы хотят дополнительной скидки, считая себя приоритетным покупателем. Сейчас идёт торг. Белоруссия в качестве своего рычага давления говорит, что рассчитывает стоимость по-другому. В Минске сейчас пытаются показать тот рубеж, на который они согласны. «Газпром» пойдёт в итоге на уступки. Вопрос в том, какой размер скидки будет. Где-то около 100 долларов будет новая стоимость.
 
Автор: Виктория Назарова
 
Источник: Наша версия, 17.05.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики