Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» передумал добывать газ на Средиземном море

«Газпром» передумал добывать газ на Средиземном море

Компания потеряла интерес к разработке месторождения «Левиафан» на шельфе Израиля

«Газпром» больше не интересуется участием в проекте освоения месторождения «Левиафан» на шельфе Израиля, сообщил «Ведомостям» представитель компании. Несколько лет назад она вела переговоры о покупке 30% в проекте у консорциума компаний-операторов. В него входят израильские Delek Drilling (22,67%), Avner Oil & Gas (22,67%) и Ratio (15%), а также американская Noble Energy (39,66%). Почему интерес к «Левиафану» пропал, представитель «Газпрома» не объяснил. Сейчас «Газпром» не рассматривает ни этот, ни другие проекты в Израиле, отметил он.

В 2012 г. партнеры предлагали стратегическому инвестору до 30% в проекте, писала израильская Globes. На долю претендовали также Total, ExxonMobil, ConocoPhillips, Chevron. «Газпром» был готов заплатить больше всех, ему отдавали предпочтение израильские компании. Noble Energy хотела работать с западным партнером. Купить долю планировала австралийская Woodside Petroleum Ltd., писал Bloomberg, но в последний момент отказалась от участия.

Месторождение «Левиафан» открыто в 2010 г. и расположено неподалеку от уже разрабатываемого консорциумом месторождения «Тамар». Ресурсы «Левиафана» оцениваются в 620 млрд куб. м газа. Первый газ может быть добыт к концу 2019 г., сообщает пресс-служба министерства национальной инфраструктуры, энергетики и водоснабжения Израиля со ссылкой на министра Юваля Штайница. На первой стадии планируемая добыча – 12 млрд куб. м газа в год с последующим увеличением до 21 млрд куб. м, говорится в презентации Delek Drilling и Avner Oil & Gas. Это обойдется в $5–6 млрд.

Разработка месторождения долгое время откладывалась по коммерческим и политическим причинам. Партнеры не могли согласовать условия работы с правительством Израиля. В 2014 г. антимонопольное ведомство Израиля потребовало расформировать консорциум, писала Financial Times. После этого акционеры согласились продать более мелкие месторождения «Кариш» и «Танин», чтобы сохранить контроль над «Левиафаном» и соседним «Тамаром». В декабре 2015 г. соглашение одобрил премьер-министр Биньямин Нетаньяху, но Верховный суд Израиля заблокировал документ из-за спорного пункта о дедушкиной оговорке на 10 лет.

В новой редакции, одобренной кабинетом 22 мая, израильские власти получат больше свободы для изменения налоговых и прочих норм, касающихся деятельности консорциума.

Отказ «Газпрома» от попыток войти в проект выглядит логично, говорит руководитель направления СПГ в ICIS Heren Роман Казьмин. По законодательству Израиля правительство может перенаправить уже законтрактованный зарубежными покупателями газ на внутренний рынок, если возникнет такая необходимость, объясняет эксперт. При этом цены на газ в Израиле регулируются государством. По этой же причине от попыток войти в проект отказалась австралийская Woodside Petroleum Ltd в 2014 г., напоминает эксперт.

Между тем консорциум собирается поставлять большую часть газа, 14,5 млрд куб. м в год, за рубеж. Партнеры подписали предварительные соглашения с Shell, иорданской государственной энергокомпанией NEPCO и египетской Dolphinus.

Израиль остается нетто-импортером газа, напоминает заместитель директора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач. Спрос на газ в Израиле в 2014 г. составил 7,6 млрд куб. м, прогноз на 2020 и 2030 гг. – более 12 млрд и 18 млрд куб. м, указывает он. «После обнаружения газовых запасов на шельфе в стране запущена программа по переходу с использования нефти на газ в электроэнергетике и на транспорте, – продолжает Гривач. – Поэтому оценка роста спроса выглядит консервативно».

Есть и политические причины: «Газпром» рассматривает Бахрейн и Кувейт в качестве приоритетных рынков, но трудно представить, что израильский газ пойдет в Кувейт, говорит Казьмин. «Газпром» может найти и более интересные проекты в регионе, в том числе в Иране, с которого недавно сняли санкции, указывает он.

Проект дорогой и политически рискованный, соглашается аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. США и Европейское сообщество рассматривают израильские месторождения как возможную альтернативу российскому газу, говорит аналитик. Но «Газпром», возможно, решил, что у него достаточно собственных ресурсов для наращивания поставок в Европу без участия в этом проекте, заключает Нестеров. Тем более у компании уже сейчас существенный профицит добывающих мощностей.

Авторы: Алена Махнева, Алина Фадеева

Источник: Ведомости, 25.05.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики