Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > На те же «грабли»: без российского газа Польшу ждет дефицит

На те же «грабли»: без российского газа Польшу ждет дефицит

Польша заявила о желании отказаться от закупок российского газа в рамках долгосрочного соглашения с «Газпромом». Но в современной истории Польши подобные заявления уже имели место – в итоге все закончилось дефицитом «голубого золота» в стране.

О подобных планах Польши заявил представитель польского правительства по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский. По его словам, долгосрочный контракт с «Газпромом» уйдет в прошлое. А приобретать поляки будут его только по «конкурентоспособной цене».

В качестве альтернативы Наимский предлагает два варианта. Первый – это поставки СПГ из Катара через терминал в Свиноуйсьце объемом 5 млрд кубометров ежегодно. Второй – реализация проекта Baltic Pipe, который предусматривает поставки газа по газопроводу с норвежского шельфа через территорию Дании. Маршрут предполагает транспортировку 10 млрд кубометров газа в год.

Перспективы двух этих проектов «Экономике сегодня» обрисовал заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач:

«У нас с Польшей действует контракт до 2022 года включительно. Хотя какие-то разногласия по условиям контракта здесь и могут быть, но в целом долгосрочные поставки на этот период полностью забронированы, действуют правила «бери или плати».

Что касается отказа от долгосрочного контракта, то 15 лет назад Польша уже предпринимала попытку пересмотреть контракт и отказаться от части российского газа в пользу того же норвежского. Более того, в тот момент Норвегия наращивала добычу газа, производственные и транспортные мощности, в направлении Европы. И тогда договориться не удалось - строительство маленького подводного трубопровода на 10 млрд кубометров газа в год было признано экономически нецелесообразным.

С тех пор много воды утекло. Сейчас ресурсы Северного моря находятся в стадии истощения, то есть дополнительные объемы газа из этого региона не то что маловероятно, они практически невозможны. Это значит, что кто-то из нынешних европейских клиентов, которые сегодня получают норвежский газ, должны будут отказаться от этих объемов  в пользу Польши.

Есть коммерческие вопросы и с терминалом в Сианустье, Польша до сих пор его не запустила. Хотя контракт на закупку газа у Катара действует с конца 2014 года, а Польша вынуждена выплачивать штрафные санкции Катару. Стоит также понимать, что катарский газ продан в Польшу по цене, которая в 1,5 раза выше российской.  У катарского СПГ для Польши никакого дисконта нет, соответственно это более дорогая опция.

История знает примеры, когда ради политических целей страны готовы платить за газ дороже рыночной цены. Яркий пример – Литва, готовая переплачивать ради «снижения зависимости от России». Сейчас Польша потребляет около 15 млрд кубометров  в год, 10 млрд из которых поставляется из России. В прошлый раз в ходе переговоров с Норвегией они добилась того, что контрактные объемы, которые они ранее забронировали у Газпрома, были снижены по долгосрочному контракту.

Но когда норвежский проект не состоялся, то оказалось, что Польше не хватает этих объемов газа для своего рынка. И в течение нескольких лет они покупали газ у трейдеров, у того же самого Фирташа. Потом усилиями украинских властей схема накрылась, и Польша вообще оказалась в условиях дефицита - ей пришлось провести дополнительные переговоры с «Газпромом» и просить об увеличении объемов российского газа по контракту.

Скорее всего, Польша будет тянуть с переговорами по продлению контракта до конца, но потом будет тяжело договориться ей же самой. С другой стороны, я не исключаю, что это такая тактика – они хотят получить более выгодные условия от «Газпрома», заявляя о других способах приобретения газа. Но так можно обмануть себя и своих же потребителей - все прекрасно понимают, что другая альтернатива либо кратно дороже, либо сомнительна».

Автор: Андрей Петров

Источник: Экономика сегодня, 31.05.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики