Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовые маневры Варшавы: не отказаться, а купить дешевле

Газовые маневры Варшавы: не отказаться, а купить дешевле

Варшава заявила о том, что не собирается продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» после 2022 года. Как отметил представитель польского правительства по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский, в Польше уже действует терминал СПГ мощностью 5 млрд кубометров год. А к 2022 году Варшава планирует построить газопровод из Норвегии мощностью 10 млрд кубометров. Всего Польша потребляет сейчас около 15 млрд кубометров газа. Заявление Варшавы вызвало искреннее удивление в Москве.

— Каждый волен выбирать, как закупать газ и обеспечивать конкурентоспособность своей экономики. Хочу напомнить, что совсем недавно объемы поставок в Польшу были по просьбе польской стороны увеличены (на 42% в первом квартале — прим. ред.). Мы никаких действий предпринимать не будем, у нас действующий контракт, по нему идут поставки, — заявил зампредправления «Газпрома» Александр Медведев.

В том, что Польша заявляет о желании «избавиться» от российского газа, эксперты не увидели ничего удивительного. Однако считают, что Варшава лукавит: стремится не отказаться от российского газа, а покупать его дешевле.

— Когда представитель польского правительства заявил о том, что Варшава не намерена продлевать контракт, он уточнил, что российский газ будут покупать, если цена на него будет конкурентоспособной. В этом, как мне кажется, и кроется весь мотив подобных заявлений, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Во-первых, потому что к 2022 году многое может измениться. Во-вторых, поляки насмотрелись на Украину с ее реверсными поставками в том числе российского газа из ЕС. И если Киев платит за них дороже, чем из РФ, то поляки, наоборот, — могут выиграть без долгосрочного контракта. Для Германии сейчас действует самая низкая цена на российский газ, и Варшава вполне может рассчитывать на более низкую стоимость, покупая газ у немецких трейдеров. В отличие от Украины Польша расположена более выгодно, так как граничит с Германией и к 2022 году может быть уже построен «Северный поток-2». Есть и более выгодная схема. Покупка газа из газопровода Ямал — Европа, который проходит по территории Белоруссии, Польши и Германии. В этом случае Варшава заплатит определенную маржу немцам, однако сможет не платить за транспортировку газа, если договориться отбирать его на границе с Белоруссией. Минус всех этих схем состоит в том, что Польша будет закупать газ на спотовых рынках, а цена на них колеблется от сезонности. Традиционно летом газ дешевый, зимой дорогой. В Польше, однако, подземные хранилища маленькие. Поэтому закупать только дешевый газ летом не получится. И среднегодовая цена на него может вполне превышать цену российского трубопроводного по долгосрочным контрактам.

Еще одной причиной газовых заявлений польских чиновников может быть и желание Варшавы снизить нынешнюю цену на газ. «Хотя о том, что газ дорогой можно было говорить года два назад, а не сейчас. Польша платит за газ по цене, которая привязана к „нефтяной корзине“, и сейчас она низкая, как никогда. В Варшаве, возможно, считают цену все равно высокой и пытаются такими заявлениями подействовать на „Газпром“, чтобы он снизил цену на газ по долгосрочным контрактам, как это сделал для немецких и итальянских компаний. Поляки уже подали в суд, но, возможно, рассчитывают договориться во внесудебном порядке».

В возможности же Польши совсем отказаться от российского газа ведущий аналитик ФНЭБ сомневается. «Когда подписывались документы о поставках СПГ из Катара, российский газ стоил 400 долларов, а катарский — 800. Варшава тогда признала, что он дорогой, но такова цена диверсификации. Сейчас цены изменились, а вот их соотношение вряд ли претерпело серьезную корректировку. И поляки закупают, на самом деле, небольшой объем, что может говорить о том, что деньги они все-таки считают. Сейчас, после запуска терминала СПГ, в Польшу поставят всего полтора миллиарда кубометров. Еще один танкер обещают по спотовой цене из Норвегии. Тем временем со строительством газопровода из Норвегии пока складывается совсем темная история. С одной стороны, падает добыча в Северном море, но главное другое. Поляки предлагают норвежцам построить газопровод за свой счет. Мол, вы строите, а мы покупаем газ. В Осло же недоумевают и предлагают Варшаве или самим построить трубопровод, или получать газ по уже существующим европейским магистралям, или, наконец, поставлять газ на терминал СПГ, что дороже трубопроводного».

Напомним, что в 2015 году Польша потребила около 15 млрд кубометров, из которых более 10 млрд кубометров составили поставки из России. Остальная часть — собственная добыча, которую в Варшаве уже давно планировали увеличить за счет открытия значительных запасов сланцевого газа. Однако надежды пока не оправдались. За последние несколько лет из Польши ушли нефтегиганты ExxonMobil, Chevron и Total. А местная компания PGNiG заявила в мае, что готова приостановить свои проекты по поиску сланцевого газа, если увидит, что достигнутые результаты не соответствуют вложенным в них инвестициям.

Источник: EADaily, 31.05.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики