Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша без российского газа: мечты или реальность?

Польша без российского газа: мечты или реальность?

Польша не планирует продлевать долгосрочный контракт на импорт газа из России, который истекает в 2022 году. Такое заявление сделал представитель польского правительства по вопросам развития стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский на саммите инвестиций в Восточной Европе, организованном агентством Reuters. Насколько реально отказаться от российского газа и какую альтернативу видит Польша, порталу RuBaltic.Ru рассказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь ЮШКОВ.

– Г-н Юшков, сегодня стало известно, что польская государственная газовая компания PGNiG не планирует продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом». Как Вы считаете, что подтолкнуло поляков к принятию этого решения?

– Я не думаю, что Польша собирается совсем отказаться от российского газа. Здесь скорее идёт речь о том, чтобы прекратить практику подписания таких долгосрочных контрактов и покупать газ на спотовом рынке (на котором действуют специальные условия расчётов между участниками сделки. Главная отличительная особенность таких сделок в том, что новые права собственности возникают мгновенно, в тот же момент, что и была заключена сделка. – Прим. RuBaltic.Ru).

А вообще, Польша решила последовать примеру Украины, которая покупает тот же российский газ, но у других поставщиков.

То есть используется украинский метод давления. Польша продолжает закупаться у «Газпрома», при этом как бы намекая на то, что «вы, "Газпром", ещё конкурируете с европейскими трейдерами, также продающими российский газ…».

– Если посмотреть на газовый рынок в целом, то какая альтернатива, на Ваш взгляд, наиболее привлекательна для Польши с точки зрения финансовой выгоды?

– Выгодных альтернатив пока нет. Польша ежегодно закупает у «Газпрома» до 10 млрд кубометров газа при общем объёме потребления Польши в 15 млрд кубометров. Остальное приобретается (в том числе и в России) при помощи газопровода «Северный поток», который связывает напрямую Россию и Германию. Там немецкие европейские компании становятся как бы скупщиками и продают тот же российский газ Польше (с Запада на Восток), а не через газопровод «Ямал – Европа», идущий через Россию и Беларусь в Польшу.

– Для чего нужны такие сложные и невыгодные схемы, когда можно приобрести газ напрямую? Ведь дело не только в том, чтобы просто попытаться «выбить скидку» на российский газ. Или даже совсем не в этом…

– Поляки видят, что можно по-разному покупать российский газ, тем самым поддерживая заданный политический курс. По сути, все эти закупки у посредников – просто игра в спотовую торговлю. Вторая, не менее важная причина – это строительство польского СПГ-терминала в Свиноуйсьце, который предназначен для газа, получаемого из Катара (терминал был открыт 12 октября 2015 года; на открытии премьер-министр Польши Эва Копач заявила: «Польша достигла своей стратегической цели: мы независимы в газовом вопросе». Стоимость строительства составила около 720 миллионов евро. – Прим. RuBaltic.Ru). Однако его проектная мощность составляет 5 млрд кубометров в год – это треть от годовой потребности Польши. Предполагается, что мощности терминала могут быть расширены до 7,5 млрд кубов, но это всё теория.  

Более того, вряд ли Варшава будет готова заплатить реальную цену за отказ от российского газа в пользу СПГ. 

Первый груз СПГ для Польши из Катара должен прийти 17 июня. Объёмы там пока небольшие, поскольку по долгосрочному контракту они обязаны закупать газ у Катара в размере 1,5 млрд кубометров в год (9 июня 2009 года был подписан контракт между катарской компанией «Катаргаз» и польской госкомпанией PGNiG сроком на 20 лет. – Прим. RuBaltic.Ru). Плюс – они ещё закупили спотовые партии газа у Норвегии, которые придут 25 июня от компании Statoil.

Таким образом Польша демонстрирует России альтернативные источники поставки газа. Однако тот же контракт с «Катаргазом» открыто показывает, что Польша несёт огромные убытки из-за своих политических амбиций. Если сравнить два действующих долгосрочных контракта (с «Катаргазом» и с «Газпромом»), то на момент подписания контракта «Газпром» продавал Польше газ по 400 долларов за 1000 кубометров; тем временем «Катаргаз» продавал тот же объём за 800 долларов. Парадоксально, что Польша готова покупать катарский газ по цене вдвое дороже российского, но скидку требует не от Катара, а от России.

– Помнится, Литва недавно тоже делала громкие заявления по поводу отказа от российского газа, но в итоге всё же собирается продлить контракт. К слову, об этом заявил заместитель председателя правления российского «Газпрома» Александр Медведев. Как Вы думаете, откажется ли и Польша от своих заявлений в будущем? 

– К 2022 году, а то и раньше, многое может измениться. Пока Польша может сделать то, что не удалось Украине. Например, скупать у немецких компаний российский газ, который идёт по газопроводу «Ямал – Европа» (Беларусь – Польша – Германия). Скупать его как бы на границе Польши и Беларуси, но как только газ заходит на территорию Польши, они его перекупают у европейских потребителей, не дожидаясь, пока он дойдёт до Германии, а потом вернётся обратно, как того требовали наши от Украины: что, мол, на российско-украинской территории нельзя перекупать газ. Пусть он дойдёт до Австрии, там развернётся и дойдёт обратно.

С Польшей такой вариант не пройдёт, поскольку она находится в ЕС, где действуют другие правила. Поэтому поляки могут скупать его на польско-белорусской границе у немецких компаний. Но повторюсь, что до 2022 года ещё далеко. И Польша вполне может изменить своё решение. Кроме того, она получает прибыль от транзитных ставок, переправляя российский газ в Германию.  

А учитывая тот факт, что «Газпром» поставил своей целью отказаться от Украины как от транзитёра, вероятно, он ещё больше загрузит маршрут поставки газа в Германию через Беларусь.  

Польша в этом плане гарантирует себе максимальную прибыль, поскольку польская транзитная труба при таком раскладе будет загружена на полную мощность.

Автор: Спидола Екабсоне

Источник: Аналитический портал RuBaltic.Ru, 01.06.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики