Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина стала миной

Украина стала миной

Даже риски техногенных катастроф не развернут ЕС к «Северному потоку-2»

Россия уже много лет является надежным поставщиком газа в Европу — что бы ни происходило в нашей стране, поставки всегда осуществлялись в нужных объемах и в нужные сроки. Но серьезным риском для потребителей в последние годы стала Украина, у которой не было денег ни на закупку газа в необходимом ей объеме, ни на качественное техническое обслуживание своей газотранспортной системы (ГТС), которая то и дело становилась предметом шантажа со стороны нашего соседа в спорах о цене российского газа. Похоже, настало время признать очевидное: украинская ГТС в ее нынешнем виде больше не может гарантировать ни надежность поставок голубого топлива в ЕС, ни безопасность жителей самой Украины.

Степень износа на грани фантастики

По итогам встречи с вице-премьером Словакии по инвестициям Петером Пеллегрини министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев не только заверил, что все действующие соглашения по транзиту будут выполнены, но и предостерег европейских партнеров по поводу технических рисков, связанных с качеством украинской газотранспортной системы. По словам чиновника, глубокое недоинвестирование ГТС Украины повышает риск перебоев поставок и даже техногенных катастроф различного масштаба.

Слова Улюкаева о глубоком недоинвестировании ГТС Украины базируются на реальных фактах. На сегодняшний день эта система характеризуется крайне высоким уровнем износа оборудования и технических средств. Морально устаревшие компрессорные стации отличаются низкой надежностью и неэффективностью. Все это год за годом приводит к необходимости увеличения затрат на ремонт и содержание сетей. Однако в условиях политического и экономического кризиса деньги на это практически не выделяются, что периодически приводит к серьезным последствиям. Так, в начале января 2016 года авария произошла на газопроводе в Закарпатской области, в середине того же месяца — во Львовской области, в феврале — на газохранилище в Черниговской области...

Основные магистрали украинской ГТС — газопроводы «Союз», «Уренгой — Помары — Ужгород», «Прогресс» — почти не реконструировались, в лучшем случае украинцы латали какие-то участки. При этом первому газопроводу уже под 40 лет, второму — 33, а третьему — 30. К 2020 году, когда завершится нынешний транзитный контракт, все три транзитные трубы исчерпают свой ресурс (33 года работы). «Без инвестиций транзит будет находиться под постоянной угрозой технологической аварии, что без строительства новой инфраструктуры ставит под угрозу безопасность газоснабжения целых стран в Юго-Восточной Европе», — подчеркивает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Еще в 2010 году в Минтопэнерго Украины подсчитали, что необходимо привлечь более 6,5 млрд долларов на обновление ГТС, из них только в газопровод «Союз» (построенный в конце 1970-х годов и с тех пор не обновлявшийся) — около 2,5 млрд. Более свежий (1983 года постройки) поток «Уренгой — Помары — Ужгород» уже тогда требовал 1,5 млрд долларов на восстановление полной работоспособности. Денег тогда найти не удалось (Украина полезла в безнадежные распри с Россией из-за вдвое меньшей суммы долга), нет их и сегодня. По оценке доцента кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Ивана Капитонова, с учетом критического износа сегодня на реконструкцию газопроводов требуется уже около 9 млрд долларов...

Продать любой ценой

Слабой попыткой исправить положение во время правления экс-премьера Украины Арсения Яценюка стала попытка продать долю в ГТС иностранным инвесторам. Далее это предложение трансформировалось в продажу всей газотранспортной сети — по-видимому, ожидалась хоть какая-то реакция новых друзей Украины. Но реакции по поводу столь проблемного актива, естественно, не последовало.

В свое время — когда износ не достиг еще критического уровня — интерес к украинской ГТС проявляла Россия. Так, в апреле 2010 года на российско-украинских переговорах тогдашний премьер-министр России Владимир Путин предложил объединить ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». При этом финансовая нагрузка по восстановлению труб и приведению их к современным стандартам ложилась бы на российскую сторону. Она же в этом случае получала возможность расширения своего присутствия в Европе за счет полного контроля над крупнейшим газопроводом региона. В свою очередь, Европейский союз приобрел бы еще более надежную, современную, эффективную систему снабжения энергоносителями, которая позволила бы обеспечить внутренний спрос на долгие годы.

Но объединения не произошло. Из-за политических и экономических разногласий интересы компаний разошлись, а трубы оказались предоставлены сами себе и неумолимому времени.

К сожалению, даже постоянно возрастающие риски техногенных катастроф не могут подтолкнуть европейских партнеров к проведению более объективной политики в отношении «Северного потока-2», который позволяет обойти Украину и поставлять топливо по новой, современной ГТС.

Этот проект второго газопровода в Германию поддерживается наиболее экономически развитыми странами западной Европы, в том числе Францией и Италией, но отвергается государствами восточной Европы, прежде всего Польшей, Чехией и Словакией, которые в случае его реализации потеряют доходы от транзита российского газа. Также потеряет транзитный доход и Украина («Нафтогаз» получил по этой статье 2 млрд долларов в 2015 году).

Поэтому группа из 10 стран — членов ЕС пока блокирует продвижение этого проекта. Несмотря на объективно присутствующие угрозы, политика побеждает здравый смысл и экономику. На простых украинских людей, которые пострадают, если в результате утечки и изношенных труб где-то рванет газ, всем, кажется, наплевать.

При отсутствии альтернативы транспортной системе Украины рискуют все стороны, и Россия — меньше всех. При этом озабоченность ситуацией выражает именно наша страна. Если «Газпром» вдруг решит вернуться на пять лет назад и удвоить суточные объемы транзита через Украину, то вместе с давлением повысится и количество аварий. Сейчас, сокращая объем транзита через Украину, «Газпром» не только экономит на транзите, но и продлевает оставшийся срок службы украинской ГТС.

Но ее дни все равно сочтены. Продолжать перекачивать по отслужившим свое трубам легковоспламеняющееся горючее — безумие.

Источник: Ytro.Ru, 01.06.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики