Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовая война: Еврокомиссия придумала новый рычаг давления на «Газпром»

Газовая война: Еврокомиссия придумала новый рычаг давления на «Газпром»

Совет Евросоюза одобрил предложение, согласно которому Еврокомиссия может получить доступ к договорам на поставку газа и межправительственным соглашениям до их подписания. Предположительно, это будет одним из элементов стратегии Евросоюза, которая нацелена на взаимодействие с третьими странами.

По мнению Игоря Юшкова, ведущего эксперта Фонда национальной экономической безопасности, этот инструмент разрабатывается, прежде всего, для давления на «Газпром».

«Я уверен, что ни одной претензии по долгосрочным контрактам с Алжиром или Катаром не будет. Все вопросы будут только к «Газпрому».

Эта идея была в свое время озвучена еще Дональдом Туском. Суть в том, что европейцы всегда говорят, что они за рынок, что они за то, чтобы «Газпром» переходил на спотовую торговлю газом, чтобы цена определялась на хабе и так далее, а в реальности они применяют совершенно не рыночные механизмы.

Фактически, государство теперь будет смотреть на контракты двух коммерческих компаний, которые договариваются между собой. По идее, это должно быть запрещено. Получается, что одна фирма продает другой какой-то товар и тут приходит государство и начинает требовать показать договоренности и грозит правом «вето». Это полный фактический отказ от принципов либеральной торговой экономики, но европейцы на это идут, чтобы заставлять «Газпром» делать дополнительные скидки.

Потому что европейские компании согласны покупать газ, а Еврокомиссия против того, чтобы происходили эти сделки. Задача Еврокомиссии, таким образом, сводится к тому, чтобы вставлять палки в колеса и Газпрому, и европейским структурам.

Тем самым, европейцы и европейские компании должны будут вынуждены искать других поставщиков, активнее покупать в Норвегии, обращать больше внимания на СПГ, у Алжира, если те смогут произвести.

В ходе антимонопольного расследования против «Газпрома» одной из претензий было: почему «Газпром» продает по разным ценам разным странам? Они хотят, чтобы цена была единой. Естественно, что не по самой высокой планке. Они будут тащить ее вниз, как у Германии. И это будет, якобы, «справедливая» цена. И все контракты, которые не будут соответствовать этой планке Еврокомиссия сможет зарубать.

Речь, замечу, идет даже не о рыночной цене, а о вопросе некой общечеловеческой «справедливости». По сути, следующим шагом они придут ко второй идее, которую предлагал Туск, это к образованию единого закупщика газа у разных поставщиков. Он говорил, что нужна единая структура, которая будет закупать газ у внешних поставщиков, чтобы было невозможно набить цену.

Фактически, эта структура будет диктовать цену поставщикам. И европейцы думают, что «Газпром» согласится на эти цены, потому что ему нужно хотя бы куда-то продавать газ. Однако возможно, что на первом этапе будет использован механизм, который будет залезать в каждый контракт и регулировать цену. Собственная добыча Евросоюза падает, они вынуждены закупать все больше и хотели бы иметь рычаг давления на поставщиков», - рассказал он. 

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 07.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики