Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За ценой не постоим: «Газпрому» нипочем интриги Евросоюза

За ценой не постоим: «Газпрому» нипочем интриги Евросоюза

Ни одно государство не может составить России конкуренцию по цене поставок газа в Европу. Об этом заявил заместитель главы «Газпрома» Александр Медведев. 

О том, какие проблемы испытывает «Газпром» в связи с продолжающимся давлением на европейском рынке ФБА «Экономика сегодня» рассказал Игорь Юшков, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ.

«Проблемы «Газпрома» находятся не столько в плоскости экономики, сколько в плоскости политики. Политизация поставок газа в Европу очень возрастает. Если мы посмотрим, что там происходит, то заметим, что Евросоюз принимает различные решения, заставляя страны Европы диверсифицировать поставки за счет ухода от российского газа.

Прежде всего, это норма, обязывающая каждую страну иметь минимум три источника поставки газа. Естественно, это делается для того, чтобы заставить страны, которые на 100% зависят от российских поставок, иметь и другие источники. Это и балканские страны, и ряд других государств. Имеется в виду, конечно, стремление заставить эти страны строить интерколлекторы, которые обеспечат связь этих стран с другими государствами, у которых есть источники поставок из Норвегии или Алжира.

И, наконец, это СПГ терминалы, которые активно строятся, но без надежды на какую-либо рентабельность. Лучший пример – это Литва и Польша, которые построили себе СПГ терминалы, экономически совершенно нецелесообразные. Они потратили деньги на то, чтобы эти терминалы построить и тратят снова на то, чтобы покупать более дорогой газ альтернативных поставщиков. В случае с Польшей это Катар, а в случае с Литвой – Норвегия. 

Они понимают, что этот газ дороже, но идут на это потому что их не устраивает именно российский поставщик газа.

Второй момент – Евросоюз принял решение о том, что Еврокомиссия будет вправе ознакомиться с каждым долгосрочным контрактом и дать разрешение на его подписание. То есть, конечно, все это совершенно нелогично с той точки зрения, что вроде бы либеральные европейские страны допускают ситуацию, когда две коммерческие структуры друг с другом о чем-то договариваются, а потом приходит Брюссель и вмешивается в их договоренности. С этой точки зрения, такое отношение к коммерческой тайне – полный крах либеральной экономики.

Эти моменты, конечно, важны для «Газпрома», потому что выстраивается политика, которая направлена на то, чтобы не выкупать российский газ, какими бы выгодными ни были предложения «Газпрома».

Речь о том, что если убрать политизацию, то окажется, что законы Евросоюза, как таковые, «Газпрому» не мешают. Но дело в том, что этими законами поворачивают как угодно и всегда не в его пользу. И становится все более очевидно, что есть нормы, как тот же третий энергопакет, которые разрабатывались именно с целью сдерживания России на рынке газа», - отмечает эксперт.

Автор: Инна Усова 

Источник: Экономика сегодня, 14.06.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики