Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Большой куш: кто наварится на строительстве газопровода Украина-Польша?

Большой куш: кто наварится на строительстве газопровода Украина-Польша?

Украина и Польша планируют расширить систему газопроводов за счет интерконнектора. Запустить его планируется в 2020 году, а строительство будет начато уже в 2017 году. По мнению экспертов, этот проект относится к разряду тех, для которых строительство — самоцель. Не суть важно, будет ли он вообще использоваться, главное — получить деньги для его создания.

«Украина снова пытается спекулировать на идее энергетической независимости от России. Может быть, какие-то люди просто собираются освоить какие-то европейские фонды. Идея выглядит достаточно странной, но что касается российской стороны, то любое расширение газовой инфраструктуры в Европе только приветствуется. Чем больше газопроводов, тем проще работать на рынке таким поставщикам, как «Газпром». — отмечает Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности.

Соглашение о сотрудничестве между «Укртрансгазом» с украинской стороны и Gaz-System S.A. с польской стороны было подписано еще в декабре 2014 года, однако начало строительства запланировано только на 2017 год.

Как отмечает президент «Укртрансгаза» Игорь Прокопив, строительство интерконнектора откроет Украине доступ к рынку газа ЕС и мощностям польского LNG-терминала в Свиноуйсьце.

«В Польше сейчас, в основном, российский газ, там есть небольшое количество польского газа собственной добычи, около 30% потребностей страны. Все остальное Польша покрывает путем закупки российского газа, в том числе через территорию Украины на Юг Польши. Что касается терминала в Свиноуйсьце, то его, конечно, можно связать с украинской системой, но экономическая эффективность этой истории вызывает большие сомнения. СПГ и сам по себе дорогой, а если его транспортировать еще на территорию другого государства, то непонятно, кто захочет покупать такой газ.

Я думаю, что смысл этого газопровода исключительно в том, чтобы получить деньги из европейских фондов. Сначала небольшие деньги на исследования из фонда по развитию газотранспортных мощностей, а потом, если проект удастся протащить, можно рассчитывать на софинансирование в размерах порядка сотни миллионов евро. Это хороший куш», — отмечает Алексей Гривач.

Газопровод должен пройти 110 км по территории Украины и всего 1,5 км по территории Польши. Предположительно, стоимость строительства должна составить порядка 245 млн долларов.

Проект газопровода в Польшу — далеко не единственный в своем роде. Идея заработать на европейских фондах развития ГТС очень импонирует украинской власти на самом высоком уровне. Аналогичную идею, только касающуюся газопровода между Литвой и Украиной, предложил премьер-министру Литвы Альгирдасу Буткявичюсу сам Петр Порошенко.

Впрочем, даже если Украине удастся добиться финансирования из фондов, которые предназначены только для внутреннего пользования странами, членами Евросоюза, газопроводы будут, с большой вероятностью, простаивать.

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 15.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики