Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Большой куш: кто наварится на строительстве газопровода Украина-Польша?

Большой куш: кто наварится на строительстве газопровода Украина-Польша?

Украина и Польша планируют расширить систему газопроводов за счет интерконнектора. Запустить его планируется в 2020 году, а строительство будет начато уже в 2017 году. По мнению экспертов, этот проект относится к разряду тех, для которых строительство — самоцель. Не суть важно, будет ли он вообще использоваться, главное — получить деньги для его создания.

«Украина снова пытается спекулировать на идее энергетической независимости от России. Может быть, какие-то люди просто собираются освоить какие-то европейские фонды. Идея выглядит достаточно странной, но что касается российской стороны, то любое расширение газовой инфраструктуры в Европе только приветствуется. Чем больше газопроводов, тем проще работать на рынке таким поставщикам, как «Газпром». — отмечает Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности.

Соглашение о сотрудничестве между «Укртрансгазом» с украинской стороны и Gaz-System S.A. с польской стороны было подписано еще в декабре 2014 года, однако начало строительства запланировано только на 2017 год.

Как отмечает президент «Укртрансгаза» Игорь Прокопив, строительство интерконнектора откроет Украине доступ к рынку газа ЕС и мощностям польского LNG-терминала в Свиноуйсьце.

«В Польше сейчас, в основном, российский газ, там есть небольшое количество польского газа собственной добычи, около 30% потребностей страны. Все остальное Польша покрывает путем закупки российского газа, в том числе через территорию Украины на Юг Польши. Что касается терминала в Свиноуйсьце, то его, конечно, можно связать с украинской системой, но экономическая эффективность этой истории вызывает большие сомнения. СПГ и сам по себе дорогой, а если его транспортировать еще на территорию другого государства, то непонятно, кто захочет покупать такой газ.

Я думаю, что смысл этого газопровода исключительно в том, чтобы получить деньги из европейских фондов. Сначала небольшие деньги на исследования из фонда по развитию газотранспортных мощностей, а потом, если проект удастся протащить, можно рассчитывать на софинансирование в размерах порядка сотни миллионов евро. Это хороший куш», — отмечает Алексей Гривач.

Газопровод должен пройти 110 км по территории Украины и всего 1,5 км по территории Польши. Предположительно, стоимость строительства должна составить порядка 245 млн долларов.

Проект газопровода в Польшу — далеко не единственный в своем роде. Идея заработать на европейских фондах развития ГТС очень импонирует украинской власти на самом высоком уровне. Аналогичную идею, только касающуюся газопровода между Литвой и Украиной, предложил премьер-министру Литвы Альгирдасу Буткявичюсу сам Петр Порошенко.

Впрочем, даже если Украине удастся добиться финансирования из фондов, которые предназначены только для внутреннего пользования странами, членами Евросоюза, газопроводы будут, с большой вероятностью, простаивать.

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 15.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики