Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Большой куш: кто наварится на строительстве газопровода Украина-Польша?

Большой куш: кто наварится на строительстве газопровода Украина-Польша?

Украина и Польша планируют расширить систему газопроводов за счет интерконнектора. Запустить его планируется в 2020 году, а строительство будет начато уже в 2017 году. По мнению экспертов, этот проект относится к разряду тех, для которых строительство — самоцель. Не суть важно, будет ли он вообще использоваться, главное — получить деньги для его создания.

«Украина снова пытается спекулировать на идее энергетической независимости от России. Может быть, какие-то люди просто собираются освоить какие-то европейские фонды. Идея выглядит достаточно странной, но что касается российской стороны, то любое расширение газовой инфраструктуры в Европе только приветствуется. Чем больше газопроводов, тем проще работать на рынке таким поставщикам, как «Газпром». — отмечает Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности.

Соглашение о сотрудничестве между «Укртрансгазом» с украинской стороны и Gaz-System S.A. с польской стороны было подписано еще в декабре 2014 года, однако начало строительства запланировано только на 2017 год.

Как отмечает президент «Укртрансгаза» Игорь Прокопив, строительство интерконнектора откроет Украине доступ к рынку газа ЕС и мощностям польского LNG-терминала в Свиноуйсьце.

«В Польше сейчас, в основном, российский газ, там есть небольшое количество польского газа собственной добычи, около 30% потребностей страны. Все остальное Польша покрывает путем закупки российского газа, в том числе через территорию Украины на Юг Польши. Что касается терминала в Свиноуйсьце, то его, конечно, можно связать с украинской системой, но экономическая эффективность этой истории вызывает большие сомнения. СПГ и сам по себе дорогой, а если его транспортировать еще на территорию другого государства, то непонятно, кто захочет покупать такой газ.

Я думаю, что смысл этого газопровода исключительно в том, чтобы получить деньги из европейских фондов. Сначала небольшие деньги на исследования из фонда по развитию газотранспортных мощностей, а потом, если проект удастся протащить, можно рассчитывать на софинансирование в размерах порядка сотни миллионов евро. Это хороший куш», — отмечает Алексей Гривач.

Газопровод должен пройти 110 км по территории Украины и всего 1,5 км по территории Польши. Предположительно, стоимость строительства должна составить порядка 245 млн долларов.

Проект газопровода в Польшу — далеко не единственный в своем роде. Идея заработать на европейских фондах развития ГТС очень импонирует украинской власти на самом высоком уровне. Аналогичную идею, только касающуюся газопровода между Литвой и Украиной, предложил премьер-министру Литвы Альгирдасу Буткявичюсу сам Петр Порошенко.

Впрочем, даже если Украине удастся добиться финансирования из фондов, которые предназначены только для внутреннего пользования странами, членами Евросоюза, газопроводы будут, с большой вероятностью, простаивать.

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 15.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики