Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Большой куш: кто наварится на строительстве газопровода Украина-Польша?

Большой куш: кто наварится на строительстве газопровода Украина-Польша?

Украина и Польша планируют расширить систему газопроводов за счет интерконнектора. Запустить его планируется в 2020 году, а строительство будет начато уже в 2017 году. По мнению экспертов, этот проект относится к разряду тех, для которых строительство — самоцель. Не суть важно, будет ли он вообще использоваться, главное — получить деньги для его создания.

«Украина снова пытается спекулировать на идее энергетической независимости от России. Может быть, какие-то люди просто собираются освоить какие-то европейские фонды. Идея выглядит достаточно странной, но что касается российской стороны, то любое расширение газовой инфраструктуры в Европе только приветствуется. Чем больше газопроводов, тем проще работать на рынке таким поставщикам, как «Газпром». — отмечает Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности.

Соглашение о сотрудничестве между «Укртрансгазом» с украинской стороны и Gaz-System S.A. с польской стороны было подписано еще в декабре 2014 года, однако начало строительства запланировано только на 2017 год.

Как отмечает президент «Укртрансгаза» Игорь Прокопив, строительство интерконнектора откроет Украине доступ к рынку газа ЕС и мощностям польского LNG-терминала в Свиноуйсьце.

«В Польше сейчас, в основном, российский газ, там есть небольшое количество польского газа собственной добычи, около 30% потребностей страны. Все остальное Польша покрывает путем закупки российского газа, в том числе через территорию Украины на Юг Польши. Что касается терминала в Свиноуйсьце, то его, конечно, можно связать с украинской системой, но экономическая эффективность этой истории вызывает большие сомнения. СПГ и сам по себе дорогой, а если его транспортировать еще на территорию другого государства, то непонятно, кто захочет покупать такой газ.

Я думаю, что смысл этого газопровода исключительно в том, чтобы получить деньги из европейских фондов. Сначала небольшие деньги на исследования из фонда по развитию газотранспортных мощностей, а потом, если проект удастся протащить, можно рассчитывать на софинансирование в размерах порядка сотни миллионов евро. Это хороший куш», — отмечает Алексей Гривач.

Газопровод должен пройти 110 км по территории Украины и всего 1,5 км по территории Польши. Предположительно, стоимость строительства должна составить порядка 245 млн долларов.

Проект газопровода в Польшу — далеко не единственный в своем роде. Идея заработать на европейских фондах развития ГТС очень импонирует украинской власти на самом высоком уровне. Аналогичную идею, только касающуюся газопровода между Литвой и Украиной, предложил премьер-министру Литвы Альгирдасу Буткявичюсу сам Петр Порошенко.

Впрочем, даже если Украине удастся добиться финансирования из фондов, которые предназначены только для внутреннего пользования странами, членами Евросоюза, газопроводы будут, с большой вероятностью, простаивать.

Автор: Инна Усова

Источник: Экономика сегодня, 15.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Сервис и нефтегазовое машиностроение: надежен ли отраслевой фундамент?
Состояние сервисных компаний вызывает в отрасли особую озабоченность. От них зависит довольно большой пласт работы, и в этом плане не будет преувеличением их сравнение с фундаментом нефтегазового здания. Вопрос в том, насколько он надежен сегодня. И дело не только в западных санкциях и зависимости от иностранных технологий – хотя эта тема тоже нуждается в отдельном осмыслении. Главная интрига – это все же магистральный путь развития российского сервиса.
Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики