Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Китай заинтересован в увеличении поставок газа из России из-за нестабильности в Средней Азии»

И. Юшков: «Китай заинтересован в увеличении поставок газа из России из-за нестабильности в Средней Азии»

Планируемое рамочное соглашение между российским «Газпромом» и китайской CNPC о строительстве ПХГ в КНР и вхождении китайских компаний в проекты по разработке месторождений углеводородов в РФ носит взаимовыгодный характер. В Китае потребление газа растет. Структура энергобаланса Китая меняется в сторону ухода от угольной монополии в пользу потребления газа. Они показывают это на уровне планов развития своей экономики. Что касается вхождения китайских компаний в проекты по добычи нефти и газа в России, то здесь много вопросов. Китайцам, как и другим иностранцам, не разрешат приобрести контрольный пакет акций (то есть более 49%) в добычном проекте. Такова политика государства. Исключение составляют немцы. Но у них с «Газпромом» особые отношения - идет обмен активами. А здесь такого не подразумевается.

Так что входить в добычные проекты на таких условиях китайцам не выгодно. Более вероятен вариант продажи китайцам месторождения в обмен на интеграционный проект, например, в рамках газопровода «Алтай».

Возможно, рамочное соглашение с ПХГ - это подготовка к подписантю второго документа. Китай в принципе заинтересован в активизации покупок газа по западному маршруту. Они видят напряженность в Туркмении. Это основной поставщик газа в КНР на данный момент (более 30 млрд кубов в год). Но на грантце Туркмении и Афганистана идут активные боевые действия, в том числе с участием туркменских пограничников, а также боевиков «Исламского государства» и «Талибана». «ИГ» во многом управляется Катаром. Ему невыгодно наращивание поставок газа из Туркмении в Китай, поскольку есть желание продавать свой сжиженный газ.

Китайцы не могут напрямую вмешаться в конфликт, чтобы не быть обвиненными в имперской политике и не испортить отношения с США.

Проще найти замену в лице России. В Среднюю Азию идет 30-32 млрд кубов в год. Можно присоединиться к этому газопроводу. Тогда по «Алтаю» газ пойдет в КНР.

Вместе с тем, китайцы очень боятся обвинений в поддержке России и противоречий с США на этом фоне. Поэтому очень долго ждали решения Китая по проекту «Ямал-СПГ». До сих пор к единому мнению не пришли.

Так же может быть и с газпромовскими проектами - после подписания рамочного соглашения китайцы испугаются и запросят дополнительных бонусов или предложат заморозку. Так что они очень нерешительны в этом плане.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ 

Источник: Politcom.ru, 22.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики