Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: «Китай заинтересован в увеличении поставок газа из России из-за нестабильности в Средней Азии»

И. Юшков: «Китай заинтересован в увеличении поставок газа из России из-за нестабильности в Средней Азии»

Планируемое рамочное соглашение между российским «Газпромом» и китайской CNPC о строительстве ПХГ в КНР и вхождении китайских компаний в проекты по разработке месторождений углеводородов в РФ носит взаимовыгодный характер. В Китае потребление газа растет. Структура энергобаланса Китая меняется в сторону ухода от угольной монополии в пользу потребления газа. Они показывают это на уровне планов развития своей экономики. Что касается вхождения китайских компаний в проекты по добычи нефти и газа в России, то здесь много вопросов. Китайцам, как и другим иностранцам, не разрешат приобрести контрольный пакет акций (то есть более 49%) в добычном проекте. Такова политика государства. Исключение составляют немцы. Но у них с «Газпромом» особые отношения - идет обмен активами. А здесь такого не подразумевается.

Так что входить в добычные проекты на таких условиях китайцам не выгодно. Более вероятен вариант продажи китайцам месторождения в обмен на интеграционный проект, например, в рамках газопровода «Алтай».

Возможно, рамочное соглашение с ПХГ - это подготовка к подписантю второго документа. Китай в принципе заинтересован в активизации покупок газа по западному маршруту. Они видят напряженность в Туркмении. Это основной поставщик газа в КНР на данный момент (более 30 млрд кубов в год). Но на грантце Туркмении и Афганистана идут активные боевые действия, в том числе с участием туркменских пограничников, а также боевиков «Исламского государства» и «Талибана». «ИГ» во многом управляется Катаром. Ему невыгодно наращивание поставок газа из Туркмении в Китай, поскольку есть желание продавать свой сжиженный газ.

Китайцы не могут напрямую вмешаться в конфликт, чтобы не быть обвиненными в имперской политике и не испортить отношения с США.

Проще найти замену в лице России. В Среднюю Азию идет 30-32 млрд кубов в год. Можно присоединиться к этому газопроводу. Тогда по «Алтаю» газ пойдет в КНР.

Вместе с тем, китайцы очень боятся обвинений в поддержке России и противоречий с США на этом фоне. Поэтому очень долго ждали решения Китая по проекту «Ямал-СПГ». До сих пор к единому мнению не пришли.

Так же может быть и с газпромовскими проектами - после подписания рамочного соглашения китайцы испугаются и запросят дополнительных бонусов или предложат заморозку. Так что они очень нерешительны в этом плане.

Автор: Игорь Юшков, ведущий эксперт ФНЭБ 

Источник: Politcom.ru, 22.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики