Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Литва проиграла, «Нафтогаз» следующий: как «Газпром» ставит на место Европу

Литва проиграла, «Нафтогаз» следующий: как «Газпром» ставит на место Европу

Арбитражный суд Стокгольма не удовлетворил иск Литвы к «Газпрому». Вильнюс требовал компенсацию в размере 1,4 млрд евро, но остался ни с чем. Федеральное агентство новостей пообщалось с экспертом о том, на что вообще рассчитала Литва, не предъявив, по сути, ни одного аргумента, и будет ли этот пример уроком украинскому «Нафтогазу», который тоже судится с «Газпромом»

Министр энергетики Литвы Рокас Масюлис выступил перед журналистами, признав неудачу в стокгольмском арбитраже. Арбитры сочли требования прибалтийского государства бессмысленными, а их доводы о несправедливой цене на российский газ абстрактными и надуманными. Иск против «Газпрома» министерство энергетики Литвы направило суд в октябре 2012 года. 

«В каждом долгосрочном контракте прописан период, когда можно настаивать о пересмотре цены на газ. Когда после кризиса 2008 года стали расти цены на нефть, достигнув 100 долларов за баррель и выше, почти все потребители воспользовались этим правилом. Цена газа была привязана к цене нефти, и они требовали определенных уступок в базовых контрактах. И «Газпром», как правило, еще до суда шел навстречу», — комментирует преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

По его словам, Литва акцентировала внимание арбитров на том, что на газовых хабах, на стоковых площадках газ стоит дешевле. «Зачастую это действительно было так, но на хабах нельзя было купить тех же объемов, которые поставлялись по газопроводу из России, иначе бы все просто покупали себе газ на этих площадках. Плюс Литва сделала себе медвежью услугу: она арендовала СПГ-терминал у Норвегии и заключила с Осло контракт, по которому цена на газ была выше, чем контрактная цена на российское топливо, примерно в полтора раза. Естественно, в арбитраже возник вопрос: если вы считаете, что российский газ по своей цене завышен, зачем же вы тогда дороже покупаете у Норвегии и называете эту цену рыночной? И попытка освободиться от российской зависимости дорого обошлась Литве», — продолжает эксперт.

Какие-то параллели в этой связи можно провести и в ситуации с «Нафтогазом». Он судится с «Газпромом» в стокгольмском арбитраже с июня 2014 года из-за контрактов на поставку газа из РФ на Украину и транзит газа через территорию «незалежной» от 2009 года. 

«Последние их контракты отражают стоимость газа, который закупается в Европе, и он дороже российского. В начале квартала наш газ бывает дороже, чем поставки из Европы, но в конце квартала оказывается, что российское предложение выгоднее. Если Россия продает газ в Европу, там есть трейдеры, которые продают его потом обратно на Украину. Ясно, что газ в обход не может быть дешевле газа по прямой, то есть украинцы сами публикуют статистику, что они неправы. И тут у арбитража опять возникнет вопрос: где же справедливая рыночная цена, когда вы покупаете дороже в Европе», — считает собеседник ФАН.

В этом плане у Киева ущербная позиция. Сейчас там говорят, что Украина сильно переплачивала по контрактам раньше. «Но если мы поднимем старые контракты, то Украина никогда не платила по ним полностью. Например, в 2009 году, сразу после подписания, начались скидки по харьковским соглашениям (100 долларов за каждый кубометр) и потом скидки за счет снижения российской экспортной пошлины. Да даже если и платили, как Киев докажет, что кто-то их заставил подписать невыгодный для него коммерческий контракт? Никто на них не давил», — говорит Юшков

Значит, позиция Киева крайне слаба с точки зрения экономической логики, но Украина хочет выиграть иск за счет жалобы по политическим мотивам. «Дескать, Европа выделяет мало денег — не столько, сколько они рассчитывают: если вы тут нам не помогаете, то хотя бы засудите Россию, чтобы мы получили от них десятки миллиардов долларов, вам это все равно ничего не будет стоить. Киев уже на это делает ставку, увеличивая необоснованные претензии в сторону России. Ответные претензии нашей стороны обусловлены условиями контракта. Когда Украина не выбирает заказанный объем газа, прописанный в документе, она должна оплатить 80% его стоимости по условию «бери или плати». Поэтому «Нафтогаз» продолжает зарывать себя все глубже в этом вопросе», — резюмирует эксперт.

Автор: Дмитрий Пятов 

Источник: ФАН, 22.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики