Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поставке мешает доставка, или Как Россия хочет Индии газ отправлять

Поставке мешает доставка, или Как Россия хочет Индии газ отправлять

Важнейшие для Индии переговоры по поставкам российского газа пройдут в Нью-Дели в ближайшие несколько дней.

Пока Индия заявила о ежегодной потребности в импорте 20-30 млрд куб газа, но поскольку намечается значительный рост экономики, а вместе с тем и энергопотребления, то перед страной встал вопрос выбора надежных поставщиков. Россия входит в число главных кандидатов на заключение долгосрочных контрактов.

Увеличение поставок природного газа вписывается в энергетическую политику страны. Большую часть потребностей страны пока покрывает уголь, но Индия намерена заместить его природным газом. А так как страна добывает только половину необходимого объема, она остро нуждается в надежных поставках.

Преподаватель Финансового университета при правительстве Российской Федерации Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пояснил, что идея сотрудничества с Индией — это политический проект, который следует логике создания БРИКС, расширения ШОС за счет включения туда Индии и Ирана, как некого альтернативного центра силы, клуба незападных стран. Тоже самое происходит и на уровне энергетики.

«С одной стороны сотрудничество с Индией в сфере энергетики вполне логично, поскольку Индия активнее потребляет электроэнергию, нефть, газ и становится новым драйвером роста в мировом потреблении углеводородов после Китая, который снижает объем потребления. Индии, наоборот, мало потребляет, но при этом темпы роста довольно высокие и можно предположить, что по мере того, как будет проходить электрификация страны, ей потребуется больше газа. Для России же вполне логично стремление выйти на этот рынок сбыта, хотя при более пристальном рассмотрении проектов становится ясно, что может возникнуть много проблем, связанных, в первую очередь, с удаленностью Индии. 

Строить газопровод — это нереальная идея с точки зрения технической реализации. Если брать месторождения Западной Сибири, которые могут давать дополнительные объемы добычи, то газопровод надо прокладывать чуть ли не с Ямала и через всю Россию, Среднюю Азию и Афганистан, где безопасность не гарантирована. Стоит учитывать давнее стремление Туркмении построить газопровод в Индию с тем, чтобы диверсифицировать рынок сбыта. И, вполне вероятно, что Туркмения может не пропустить газопровод по своей территории.

Если пробовать зайти с северо-востока, то такой проект еще более сложен с технической точки зрения. К тому же трубопровод будет иметь слишком большую протяженность, а значит это неминуемо отразится на конечной стоимости газа.

Другой вариант — поставка сжиженного природного газа (СПГ). Есть три проекта по СПГ. На Ямал СПГ есть небольшие объемы и здесь намечается сооружение второго СПГ завода с условным названием «Арктик СПГ». Строительство начнется лишь после 2020 года, но две индийские компании уже проявляют интерес к данному проекту. Если говорить о поставках из Ямала, то возможна обменная операция из Ямала в Европу по контрактам с Катаром. Страны, которые заключили соглашение с Катаром, получают физический газ из Ямала, а Катар мог бы поставлять сопоставимые объемы в Индию. Но Катар — политически агрессивная страна и ни с кем пока договариваться не собирается.

Могут пойти какие-то небольшие объемы поставок СПГ в Индию с Дальнего Востока, благодаря проектам Сахалин-1 и Сахалин-2. Но это не более 5 млрд куб м в год.

«Роснефть» планирует построить вместе с Exxelmobil «Дальневосточное СПГ», на котором можно будет добывать 15 млрд куб м газа. Гарантий, однако, что весь объем добычи пойдет в Индию, нет никаких. Скорей всего, газ «Дальневосточного СПГ» пойдет в Японию, Южную Корею, Китай и только частично в Индию.

Катар уже поставляет большие объемы газа в Индию, которой значительно удобнее покупать газ у Катара и Ирана, чем у России или Туркменистана. Плюс такой ситуации в том, что, чем большие объемы газа Индия будет закупать у Катара, тем меньше этот газ будет выходить на рынки Европы, Японии и Китая, а значит эти страны открыты для российского газа. Такое разделение рынков даже более предпочтительно для России, чем поставки на газовый рынок Индии.

Если подводить итог, то можно предположить, что реальные поставки российского СПГ в Индию могут начаться не раньше 2023 года", — резюмирует эксперт.

Строительство трубопровода из России в Индию неоднократно обсуждалось, но ввиду высокой стоимости проекта и низких цен на энергоносители, от проекта желательно либо отказаться, либо отложить и дождаться более благоприятной конъюнктуры. Напомним, что в 2015 году во время переговоров по поводу строительства трубопровода из нашей страны в Индии, состоялся обмен техническими и экономическими аспектами проекта, который на тот момент оценивался в 40 млрд долларов.

Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 27.06.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики