Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Паразитизм по-украински: как Гройсман вымогает у Европы российские деньги

Паразитизм по-украински: как Гройсман вымогает у Европы российские деньги

Украинский премьер Владимир Гройсман выступил с очередным спекулятивным заявлением по поводу проекта «Северный поток-2».

По мнению Гройсмана, реализация «Северного потока-2» станет угрозой энергетической безопасности Европы, поскольку создаст еще один фактор зависимости от «Газпрома» как монопольного поставщика и транзитера газа в страны Европейского союза.

При этом, Гройсман считает, что перед Европой сейчас стоит задача диверсификация газовых поставок в страны Евросоюза, из-за чего Брюсселю нужно использовать газотранспортные возможности Украины.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что, на самом деле, главная цель европейских потребителей заключается не в диверсификации поставок в Европу, а в гарантированном получении нужных объемов природного газа из России.

«В этом плане европейские потребители, конечно, заинтересованы в первую очередь в том, чтобы никаких рисков в виде посредников, которые постоянно выдвигают политические или экономические требования, на практике не было. Поэтому для европейцев надежней покупать газ уже непосредственно в Евросоюзе, когда он уже пришел туда по «Северному потоку-1» или в перспективе по «Северному потоку-2», чем как-либо зависеть от украинской стороны. Так что, в этом плане наличие Украины в качестве транзитера газа Евросоюзу как раз очень сильно мешает», - резюмирует Юшков.

Впрочем, по словам Юшкова, здесь также присутствуют другие группы интересов, которые хотят «записать» транзит российского газа на Украину, чтобы он и дальше шел через эту страну.

«Другой вопрос, сомнительно, чтобы кто-то в Европе хотел бы использовать Украину в качестве, например, способа выбить у России лучшие цены на газ. Ни одна из европейских компаний, которые требуют у России скидки на газ, не подразумевает в своих аргументах украинский фактор. Непосредственные партнеры «Газпрома», конечно, так не думают, но есть европейские и американские силы, причем в большей степени из США, которые считают, что если заставить российскую компанию подписать новый контракт на транзит газа через Украину, то существование украинской газотранспортной системы на практике обретает вполне конкретный смысл», - констатирует Юшков.

По мнению Юшкова, это может позволить в будущем западным агентам выкупить акции украинской компании, которая отвечает за транзит газа через эту страну, и в итоге самим требовать и получать деньги от России.

«Новое законодательство Украины подразумевает возможность создания нового газотранспортного оператора, где 49 процентами акций могут владеть иностранные структуры. Соответственно, если «Газпром» подпишет новый долгосрочный контракт на транзит газа через Украину, то тогда, можно предположить, этот закон будет изменен, вплоть до того, что западные компании получат возможность приобрести до ста процентов акций подобного оператора. Конечно, такой оператор управляет, а не владеет газотранспортной системой Украины, но формальное владение здесь и не обязательно. Главное ведь получать деньги за прокачку газа в Европу от России», - заключает Юшков.

Юшков отмечает, что эти две группы интересов сейчас активно борются в Евросоюзе, чему свидетельством и являются все эти заявления по поводу российского проекта «Северный поток-2».

«Интересно, что здесь главными лоббистами украинского варианта являются американские политические круги, которым на деле все равно, прервется транзит газа в Европу или не прервется. При этом, все понимают, что если нового долгосрочного контракта с Украиной не будет подписано, то украинская труба теряет всякий смысл и превращается в металлолом. Поэтому никто не спешит входить в капитал этого оператора, который рискует превратиться в ненужную трубу, так что, все заинтересованные лица сейчас ждут того, как будут развиваться события», - резюмирует Юшков.

Юшков считает, что при нынешнем раскладе, в случае реализации «Северного потока-2», скорее всего, «Газпрому» придется все равно сохранить транзит газа через Украину, чтобы подпитывать газом хотя бы Турцию, а это 10-15 млн кубов, которые останутся у Киева.

«Пока на деле расклад такой, хотя если в ближайшее время будет сближение России и Турции, то возможна реанимация «Турецкого потока» и в итоге Украина через несколько лет останется вообще ни с чем, т.е. с грудой металлолома. Поэтому слова Гройсмана можно интерпретировать, как претензии Киева, которые заключаются в том, что Брюссель обещал деньги, но не дал, а теперь из-за новых газовых проектов России и Европы Украина останется вообще без какого-либо валютного дохода. Так что, логика у Гройсмана очень простая, если Европа не хочет давать Украине денег, то пусть сделает так, чтобы их в итоге давала Киеву Россия», - констатирует Юшков.

Примечательно, что вся эта проблема также упирается в тот фактор, что украинская газотранспортная система постепенно утрачивает свой ресурс и требует серьезного ремонта, поэтому даже если Украине удастся сохранить транзит газа из России, то непонятно, кто будет в итоге вкладывать средства в эту инфраструктуру.

«Пока нельзя говорить, что газотранспортная система Украины прямо сейчас развалится и не сможет функционировать, но, в любом случае, в нее необходимы большие вложения, поскольку по большому счету после распада СССР никто там ничего не делал. Россия, конечно, предлагала здесь в начале нулевых два варианта по новому подходу к этому вопросу. Либо создание двустороннего или трехстороннего оператора, который будет контролировать транзит газа через Украину, либо вообще продажа всей этой системы «Газпрому», как это, в свое время, произошло в Белоруссии. Украинцы, естественно, отказались, заявив, что эта газотранспортная система является символом их суверенитета, который, как мы видим, сейчас постепенно превращается в металлолом», - заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 29.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики