Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эр-Рияд отказался от нефтяной «войны цен»?

Эр-Рияд отказался от нефтяной «войны цен»?

Саудовская Аравия отказывается от своей стратегии на рост объема экспорта нефти на азиатских рынках и постепенно дает место конкурентам — рассчитывая на дальнейшее повышение цен. Это следует из данных по импорту углеводородов крупнейшими странами Южной и Восточной Азии.

Так, за первые пять месяцев года (с января по май) импорт саудовской нефти в Китай составлял в среднем 1,05 млн барр/сутки, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 3,9%. В целом же импорт нефти Китаем за этот срок вырос на 16,5%. За январь-май текущего года на китайском рынке Россия обогнала Саудовскую Аравию, выйдя на первое место по поставкам нефти в КНР и увеличив объем их на 42% к прошлому году, пишет РБК со ссылкой на Reuters .

Такое же положение дел складывается в Индии, правда, там конкурентами Эр-Рияда выступает уже не Россия, а Иран и Ирак.

В Японии же Саудовская Аравия по-прежнему остается ведущим поставщиком, нарастив поставки на 12,6%. Со своей стороны, Ирак также увеличил поставки нефти в Японию — на 51%, хотя в реальном выражении объем все же невелик, он составляет менее 72 тыс барр/сутки.

«Несмотря на перепроизводство нефти и низкие цены, внимание держат на себе такие страны, как Саудовская Аравия: из-за своей стратегической важности именно от них ожидают действий по возвращению баланса спроса и предложения, как только условия на рынке улучшатся», — сообщил на прошлой неделе глава Минэнерго Саудовской Аравии Халид аль-Фалих.

Аналитики Reuters считают, эти данные свидетельствуют о том, что Саудовская Аравия уже начала подготовку к ребалансированию рынков, отказываясь от предыдущего плана сохранить свою рыночную долю любыми силами. Об этом может говорить и июньское повышение минимальной цены на ее нефть марки Arab Light. «Ситуация вокруг минимальной цены может свидетельствовать о смене парадигмы Эр-Рияда: теперь они даже готовы уступить небольшой кусок рынка соперникам, ожидая, что рынок уже на своем пути к балансу, а нефтяные цены вскоре заметно вырастут», — пишет агентство.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, пока признаков смены стратегии Саудовской Аравии не видно. «На мой взгляд, в ближайшие 2-3 года эта стратегия меняться не будет. Эр-Рияд вполне устраивает текущий рост цен, но способствовать его дальнейшему росту снижением собственной добычи и снижением экспорта, неважно даже в целом или на отдельном рынке, они не будут. Те изменения, которые могут быть в экспорте, носят конъюнктурный характер и не связаны с какими-либо стратегическими решениями», — выразил уверенность эксперт.

«Естественно, если бы цены были как в начале года, на уровне ниже $30 за баррель, тогда, учитывая действительно тяжелое положение с дефицитом бюджета в Саудовской Аравии и довольно быстрым снижением золотовалютных резервов, можно было бы ожидать какую-либо ревизию их стратегии, но при ценах в $50 и выше серьезных причин для таких изменений нет», — сказал Алексей Белогорьев.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, напротив, согласился с аналитиками Reuters. «Действительно, стратегия Саудовской Аравии и понимание того, что нужно делать, меняется. Изначально у них была позиция „добывать максимальные объемы нефти, чтобы уронить цену на нефть и выдавить с рынка неэффективных производителей“. Так они делали в 2014 и 2015 году, но уже с конца прошло года и в начале этого позиция изменилась. Эр-Рияд, увидев, сколько было потрачено резервов за 2015 год, а это оказались десятки миллиардов долларов для баланса бюджета, почувствовал себя некомфортно», — указал на предпосылки смены стратегии он.

Кроме того, Саудовская Аравия добилась того, чего хотела: сланцевые проекты в США сократили производство, шельфовые проекты были заморожены, в связи с чем стратегия на безоглядный рост добычи исчерпал себя. «Сейчас они действительно решили, что если цена на нефть растет, то и слава Богу, больше не будем экспериментировать, как раньше, перестанем демпинговать на рынке, снизим поставки в Азию. Полагаю, сейчас Эр-Рияд намерен сохранить свою долю на рынке без прежнего агрессивного выдавливания конкурентов, ведь при $50 за баррель намного меньше рентабельных проектов, чем при $100-120 за баррель, как раньше. Они видят, что баланс спроса и предложения восстанавливается, и хотят поддержать этот тренд», — заключил Игорь Юшков.

Источник: Вестник Кавказа, 30.06.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики