Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ будут качать по принципу «сдавай или плати»

Газ будут качать по принципу «сдавай или плати»

Концепция внутреннего газового рынка предусматривает введение платы за заявленный объем транспортировки по формуле ship or pay

Минэнерго подготовило концепцию внутреннего рынка газа и направило ее на согласование в компании. В числе инициатив, разработанных энергетическим ведомством, есть введение платы за заявленный объем транспортировки — ship or pay. Эксперты считают, что инструмент окажет влияние на дисциплину поставщиков газа в единую систему газоснабжения, но вряд ли понравится независимым производителям.

Минэнерго наконец-то разработало концепцию внутреннего рынка газа. Об этом «Известиям» рассказал источник, знакомый с ситуацией, информацию также подтвердил высокопоставленный чиновник ведомства. По словам последнего, документ сейчас направлен в компании для ознакомления и согласования.

Концепция развития внутреннего рынка газа является составной частью Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2035 года и должна содержать в себе предложения по созданию механизмов, позволяющих формировать модель газовой отрасли страны.

По словам собеседника, знакомого с ходом работы над концепцией, за основу берется конкурентная модель рынка газа с едиными правилами для всех участников рынка, с постепенным сокращением госрегулирования. Стоит отметить, что доля рынка независимых производителей с 2011 по 2015 год выросла с 20% до 33%. Тем не менее, по словам собеседника, концепция предусматривает сохранение существующего порядка экспорта газа по трубопроводам. То есть отмены монополии «Газпрома» на экспорт газа не будет.  

В целях развития конкуренции на внутреннем рынке Минэнерго было предложено ввести «предельное» ценовое регулирование, позволяющее «Газпрому» предоставлять скидки на газ потребителям, но, по словам собеседника «Известий», это предложение не нашло поддержки у независимых производителей газа.

Концепцией Минэнерго прописано также введение платы за заявленный объем транспортировки. Этот инструмент, по словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, уже давно применяется на мировом рынке. Ship or pay («транспортируй или плати») действует почти так же, как и другой инструмент хеджирования, — take or pay («бери или плати»).

По условиям последнего покупатель оплачивает весь законтрактованный газ, вне зависимости от того, сколько он в итоге выбрал, но при этом у него остается право отобрать этот газ в другое время.

По словам Алексея Гривача, что касается ship or pay, то тут более жесткие условия. Поставщик газа оплачивает транспортировку всего заявленного объема, и, в случае если он недопоставил в систему газ, у него нет возможности в будущем сделать это за счет уже оплаченного тарифа.  Другими словами, компании будут подвергаться штрафам за невыполнение плана по транспортировке газа. 

— По сути, это попытки «Газпрома» как-то дисциплинировать своих контрагентов, независимых потребителей газа, которые не несут сейчас никакой ответственности за то, что они не использовали заказанные транспортные мощности, под которые «Газпром» делал инвестиции и резервировал их для потребителей, — пояснил Алексей Гривач

Аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров добавил, что это введение такого инструмента связано с применением опыта мировой практики.

— Например, у нас есть соглашение по транзиту с Чехией до 2029 года. Даже если мы не будем качать газ, все равно должны оплачивать транспортировку, — объяснил Валерий Нестеров.

По его словам, введение платы за объем транспортировки повысит дисциплину пользователей единой газотранспортной системы, однако вряд ли понравится независимым производителям.

Эксперты считают, что с введением принципа «транспортируй или плати» самым крупным независимым производителям — НОВАТЭКу и «Роснефти» — придется нести риски, связанные с недобором газа по заключаемым ими контрактам. Также они могут, в свою очередь, выставить своим покупателям условие take or pay. Но в этом случае у них снизится конкурентоспособность на рынке, так как гибкие условия контрактов были их преимуществом. Таким образом, не исключено, что с введением этого условия независимые производители будут постепенно переходить на прямые поставки газа конечным потребителям.  

Алексей Гривач напомнил, что в свое время механизмы, связанные с дисциплиной отбора газа, не прижились.

— Попытки ввести схему «бери или плати» в конце 2000-х годов по контракту с промышленными потребителями в конечном счете не прижились. Они были отменены правительственными решением, — отметил он.

В Минэнерго, «Роснефти» и НОВАТЭКе не предоставили комментарий. «Газпроме» «Известиям» заявили, что получили концепцию от Минэнерго и направили им свой ответ. 

Автор: Ирина Кезик

Источник: Известия, 04.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики