Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газ будут качать по принципу «сдавай или плати»

Газ будут качать по принципу «сдавай или плати»

Концепция внутреннего газового рынка предусматривает введение платы за заявленный объем транспортировки по формуле ship or pay

Минэнерго подготовило концепцию внутреннего рынка газа и направило ее на согласование в компании. В числе инициатив, разработанных энергетическим ведомством, есть введение платы за заявленный объем транспортировки — ship or pay. Эксперты считают, что инструмент окажет влияние на дисциплину поставщиков газа в единую систему газоснабжения, но вряд ли понравится независимым производителям.

Минэнерго наконец-то разработало концепцию внутреннего рынка газа. Об этом «Известиям» рассказал источник, знакомый с ситуацией, информацию также подтвердил высокопоставленный чиновник ведомства. По словам последнего, документ сейчас направлен в компании для ознакомления и согласования.

Концепция развития внутреннего рынка газа является составной частью Генеральной схемы развития газовой отрасли на период до 2035 года и должна содержать в себе предложения по созданию механизмов, позволяющих формировать модель газовой отрасли страны.

По словам собеседника, знакомого с ходом работы над концепцией, за основу берется конкурентная модель рынка газа с едиными правилами для всех участников рынка, с постепенным сокращением госрегулирования. Стоит отметить, что доля рынка независимых производителей с 2011 по 2015 год выросла с 20% до 33%. Тем не менее, по словам собеседника, концепция предусматривает сохранение существующего порядка экспорта газа по трубопроводам. То есть отмены монополии «Газпрома» на экспорт газа не будет.  

В целях развития конкуренции на внутреннем рынке Минэнерго было предложено ввести «предельное» ценовое регулирование, позволяющее «Газпрому» предоставлять скидки на газ потребителям, но, по словам собеседника «Известий», это предложение не нашло поддержки у независимых производителей газа.

Концепцией Минэнерго прописано также введение платы за заявленный объем транспортировки. Этот инструмент, по словам замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, уже давно применяется на мировом рынке. Ship or pay («транспортируй или плати») действует почти так же, как и другой инструмент хеджирования, — take or pay («бери или плати»).

По условиям последнего покупатель оплачивает весь законтрактованный газ, вне зависимости от того, сколько он в итоге выбрал, но при этом у него остается право отобрать этот газ в другое время.

По словам Алексея Гривача, что касается ship or pay, то тут более жесткие условия. Поставщик газа оплачивает транспортировку всего заявленного объема, и, в случае если он недопоставил в систему газ, у него нет возможности в будущем сделать это за счет уже оплаченного тарифа.  Другими словами, компании будут подвергаться штрафам за невыполнение плана по транспортировке газа. 

— По сути, это попытки «Газпрома» как-то дисциплинировать своих контрагентов, независимых потребителей газа, которые не несут сейчас никакой ответственности за то, что они не использовали заказанные транспортные мощности, под которые «Газпром» делал инвестиции и резервировал их для потребителей, — пояснил Алексей Гривач

Аналитик Сбербанк CIB Валерий Нестеров добавил, что это введение такого инструмента связано с применением опыта мировой практики.

— Например, у нас есть соглашение по транзиту с Чехией до 2029 года. Даже если мы не будем качать газ, все равно должны оплачивать транспортировку, — объяснил Валерий Нестеров.

По его словам, введение платы за объем транспортировки повысит дисциплину пользователей единой газотранспортной системы, однако вряд ли понравится независимым производителям.

Эксперты считают, что с введением принципа «транспортируй или плати» самым крупным независимым производителям — НОВАТЭКу и «Роснефти» — придется нести риски, связанные с недобором газа по заключаемым ими контрактам. Также они могут, в свою очередь, выставить своим покупателям условие take or pay. Но в этом случае у них снизится конкурентоспособность на рынке, так как гибкие условия контрактов были их преимуществом. Таким образом, не исключено, что с введением этого условия независимые производители будут постепенно переходить на прямые поставки газа конечным потребителям.  

Алексей Гривач напомнил, что в свое время механизмы, связанные с дисциплиной отбора газа, не прижились.

— Попытки ввести схему «бери или плати» в конце 2000-х годов по контракту с промышленными потребителями в конечном счете не прижились. Они были отменены правительственными решением, — отметил он.

В Минэнерго, «Роснефти» и НОВАТЭКе не предоставили комментарий. «Газпроме» «Известиям» заявили, что получили концепцию от Минэнерго и направили им свой ответ. 

Автор: Ирина Кезик

Источник: Известия, 04.07.2016


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года
«Газпром» на внутреннем и внешнем рынках газа: как поделить газовый «пирог»
Положение «Газпрома» весьма противоречиво. С одной стороны, после нескольких лет сокращения добычи из-за обострения конкуренции на внутреннем рынке и негативных тенденций на рынках внешних «Газпром» вновь наращивает производство газа. И ставит рекорд за рекордом на европейском рынке, покрывая дополнительный спрос. Атаки независимых производителей, требующих реформирования отрасли или хотя бы их допуска к трубопроводному экспорту, были в очередной раз отбиты. Компания получила некоторую передышку. С другой стороны, политическое сопротивление «Газпрому» в Европе только усиливается. Разворачивается финальная схватка за позиции на европейском рынке в будущем. Оппоненты бросают все силы на то, чтобы остановить или затормозить строительство «Северного потока - 2». Да и внутренние производители газа сдаваться не намерены. Кроме того, серьезно ухудшилось финансовое положение «Газпрома».
Российский нефтегаз в 2025 году: картина будущего
Все мы хотим знать, что ждет нефтегазовую промышленность в ближайшие годы. Известны два основных подхода к будущему, в том числе и будущему нефтегазовой промышленности. Первый – попытаться понять, что же ждет отрасль впереди исходя из текущих трендов. Второй - заняться конструированием этого самого будущего. Начертать план, которому нужно следовать, чтобы избежать проблем и минимизировать риски. Новый доклад ФНЭБ позволит понять, у каких развилок стоит отрасль и по какому пути нефтегазовую промышленность пытаются провести.
Фискальные новации: от налогового маневра к новым экспериментам
Нефтехимия и газохимия: непростой путь к высоким переделам

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики