Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток-2» обойдет бедных

«Северный поток-2» обойдет бедных

Экономические выгоды проекта должны перевесить политические амбиции европолитиков

Польша продолжает вносить смуту в газовые отношения Европы и России, по мере сил препятствуя реализации проекта «Северный поток-2». Президент страны Анджей Дуда назвал строительство новой нитки газопровода по дну Балтийского моря экономически не обоснованным. «Это больше проект политический», — заявил он.

Последовательность аргументов польского лидера не выдерживает никакой критики. Дуда заявляет, что Nord Stream 2 вредит ЕС, так как противоречит заявленной цели достижения диверсификации маршрутов доставки газа и приведет к наращиванию зависимости от «Газпрома». Но при этом предлагает доставлять в Европу больше газа из России по уже существующим газопроводам.

Сегодня России осуществляет львиную долю поставок газа в страны ЕС через газотранспортную систему Украины, а также по газопроводам «Ямал — Европа» (по территории Белоруссии, Польши и Германии) и без транзитный «Северный поток» по дну Балтийского моря до Германии. Однако потребности европейских потребителей постоянно растут. В 2015 г. «Газпром» нарастил поставки природного газа в страны дальнего зарубежья на 8% — до 159,4 млрд кубометров.

Проект «Северный поток-2» предполагает строительство двух дополнительных ниток газопровода общей мощностью 55 млрд куб. м параллельно двум уже существующим. «Газпрому» будет принадлежать 50% в проекте, европейским компаниям OMV, BASF, Engie, Shell, Uniper (выделена из E.On) — по 10%. В конце прошлого года Федеральное антимонопольное ведомство Германии одобрило покупку европейскими партнерами долей в проектной компании Nord Stream 2 AG. «Газпром» уже начал строительство газопровода «Ухта — Торжок-2», который обеспечит поставку газа к берегу Балтийского моря в Ленинградской области. Его строительство планируется завершить синхронно с вводом морского газопровода в конце 2019 года, сообщал глава газового концерна Алексей Миллер.

И хотя Еврокомиссия тянет с одобрением проекта, сомнений в том, что разрешение будет получено с каждым днем остается все меньше. «Северный поток-2» полностью соответствует требованиям европейского законодательства, включая так называемый третий энергопакет, запрещающий компаниям, занимающимся добычей газа, становиться собственниками расположенных на территории ЕС магистральных трубопроводов. Его активно поддерживает Германия, а три другие страны, через экономические зоны которых пройдет труба — Швеция, Дания и Финляндия, изучив ее влияние на окружающую среду, могут дать разрешение на строительство до конца года.

В оппозиции «Северному потоку-2» вместе с Польшей ранее выступали также Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Словакия, Румыния и Литва. Главы этих государств в марте подписали письмо председателю Еврокомиссии с просьбой заблокировать проект. Против, естественно, и Украина, газотранспортная система которой рискует остаться не у дел.

По мнению эксперта-аналитика MFX Broker Антона Краско, власти Польши и прибалтийских стран считают, что основной целью «Северного потока-2» является «вывод из игры» Украины. Кроме того, Польша опасается утратить статус транзитной страны — через ее территорию проходит газопровод «Ямал — Европа». «Впрочем, „Газпром“ уже предложил Варшаве продлить транзитный контракт на 25-30 лет», — отметил он.

Реализация «Северного потока-2» действительно позволит убрать из цепочки поставок российского газа в Европу «лишнее звено» и, таким образом, исключить риски перебоев в транзите и сделать его дешевле. Транзит через Украину в прошлом году стоил $2,5 за тыс. куб. м на 100 км, в результате страна заработала на «Газпроме» $2 млрд, а в этом году Киев поднял цену до $4,5 за тыс. кубометров. Транспортировка по дну Балтики, а это самый короткий и безтранзитный маршрут доставки газа в Европу, обойдется минимум вдвое дешевле. И «Газпром», сэкономив на этом, сможет окупить вложенные в новый трубопровод 8-10 млрд евро в течение ближайшего десятилетия.

Украина для Польши — лишь один их поводов противодействовать Nord Stream 2. Ее главная цель — создать проблему укреплению российско-европейских связей, считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проблемам Алексей Гривач. «Польша пытается вбить клин между Россией и Европой, заняв позицию собаки на сене», — заявил он корреспонденту «Утра».

По его словам, «Северный поток-2» с точки зрения экономики никак не угрожает интересам Польши. «Самая главная угроза интересам Польши в газовой сфере — это политика, проводимая руководством страны, которое до сих пор не заключило контракт на транзит газа по газопроводу „Ямал — Европа“, хотя межправительственные соглашения были подписаны давно», — отметил Гривач.

Аргументы польских политиков не очень понятны, но Польша вряд ли сможет повлиять на решение Еврокомиссии, полагает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. «Основные визы на стройку дают страны, по чьей территории проходят трубы, и Польши здесь нет», — напомнил он.

Тем более, что плюсы для европейских государств от реализации Nord Stream 2 очевидны. Как рассказал Алексей Гривач, в северо-западной Европе существенно падает добыча газа — это долгосрочный устойчивый тренд из-за истощения ресурсов в Северном и Норвежском морях. Кроме того, ужесточается политика в сфере климата, что означает сокращение потребления угля и нефти. «При этом у „Газпрома“ в 2019 г. заканчивается контракт на транзит газа через территорию Украины и перспективы его продления туманны», — отметил он.

«Северный поток-2» наиболее интересен Германии, поскольку его реализация позволит ФРГ отнять у Великобритании статус главного газового хаба Европы, добавил Антон Краско. «В случае реализации проекта Германия сможет получать из России свыше 140 млрд куб. м газа в год и фактически формировать цену на газ для всей Европы», — уточнил он.

Будем надеяться, что главы европейских государств при решении судьбы этого проекта оставят в стороне свои политические амбиции и внемлют экономическим расчетам.

Автор: Игорь Юрьев
 
Источник: Ytro.Ru, 08.07.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики