Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Продать другим за счет своих. Украина хочет стать экспортером газа

Продать другим за счет своих. Украина хочет стать экспортером газа

Эксперты уверены: самым вероятным способом для Украины стать продавцом газа является снижение его внутреннего потребления.

Через несколько лет Украина может из импортера газа превратиться в экспортера, уверен премьер-министр страны Владимир Гройсман.

«Мы должны восстановиться добычу украинского газа. Мы завозим сегодня газ, которого нам не хватает, покупаем его за валюту. Украина может за три, четыре, пять лет нарастить государственную добычу газа до 20 млрд кубометров, что даст нам возможность даже стать экспортером», — заявил Гройсман в эфире телеканала ICTV. 

Из покупателя в продавца

В настоящее время Киев закупает реверсное топливо у Словакии, Польши и Венгрии. В первом квартале этого года Украина импортировала из стран ЕС 2,6 млрд кубометров «голубого топлива» на сумму более 521 млн долларов. Ранее крупнейшим поставщиком газа на Украину была Россия, но из-за несогласия с предложенной «Газпромом» ценой, «Нафтогаз» отказался от сырья из РФ в пользу реверсного газа из Европы. Для сравнения: в 2013 году 92% газа в энергобалансе Украины приходилось на российский импорт, в 2014-м году Киев покупал у Москвы 74% газа, а в прошлом году и вовсе 37%.

Впрочем, реверсный газ, который «Нафтогаз» получает от соседей, по сути, является все тем же российским сырьем — Венгрия, Словакия и Польша сами зависят от газа из РФ.

Надо сказать, что заявления о том, что Украина может выйти на самообеспечение «голубым топливом» и даже стать экспортером газа, звучат не первый раз. Так, ранее глава Министерства энергетики и угольной промышленности страны Игорь Насалик высказывал мнение, что через 3,5-4 года государство может отказаться от импорта сырья.

В том, что Украина могла бы обеспечить газом себя, а также выйти со своим топливом на внешние рынки, не сомневается посол США на Украине Джеффри Пайетт.

«До 1950 года Украина фактически экспортировала газ в Москву и Минск. До 1970-х годов этот экспорт составлял около 70 миллиардов кубических метров, и это было до того времени, пока не появились сибирские запасы. И нет причины, почему Украина не могла бы снова получить тот же статус», — говорил Пайетт год назад.

В советские годы на Украине действительно добывался газ, однако почти все эти объемы шли на ее внутренние потребности, поскольку тогда в республике был очень мощный промышленный комплекс.

В прошлом году на Украине добывалось 18 млрд кубометров газа, при этом потребности страны составили порядка 30 млрд кубов.

«Для того чтобы стать экспортером газа, Украине необходимо либо существенно нарастить его добычу, что маловероятно, потому что ресурсная база не так хороша, либо снизить потребление с нынешних 33 млрд кубометров в год до объемов меньше 20 млрд кубометров — в таком случае это возможно. И уже сейчас Украина предприняла беспрецедентные меры, направленные против своих потребителей газа, подняв цены для населения в 10 раз, что привело к снижению потребления», — указывает заместитель генерального директора по газовым проблемам, Фонд национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Украинские месторождения, по словам эксперта, не способны к существенному увеличению добычи газа. А новые проекты, в частности сланцевые, на которые Киев несколько лет назад возлагал надежды, потерпели фиаско.

«Сейчас на Украине добывают 17-18 млрд кубометров газа, через пять лет могут добывать 20 млрд кубометров — в любом случае это количество не удовлетворит спрос, и все равно возникнет потребность в импорте. Это бы имело смысл, если бы Украина импортировала по более низкой цене, а экспортировала бы по более высокой — закупаешь дешевле, а продаешь дороже. Но сейчас это не так: Украина покупает довольно дорого, и непонятно, куда она может продать газ еще дороже», — добавляет руководитель экономического департамента Института энергетики и финансов Высшей школы экономики Марсель Салихов. 

Что касается стран, которым гипотетически Киев мог бы продавать газ, это, в первую очередь ее соседи — Польша, Румыния, Словакия, а также Болгария.

«Но все же, чтобы экспортировать газ, нужно „убить“ его потребление в своей стране. Одно дело, когда это мотивировано нежеланием импортировать газ, так как это очень дорого, Но когда ты сам добываешь газ и при этом продаешь его своим же гражданам по высокой цене в сложной экономической ситуации — это, вероятно, дополнительный фактор для социального напряжения. Если же производится экспорт газа без его поставки на внутренний рынок, таким образом осуществляется поддержка экономики соседних стран, а не собственных предприятий», — резюмирует Гривач

Источник: Аргументы и факты, 12.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики