Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Туши свет: Украина ответит за энергоблокаду Крыма

Туши свет: Украина ответит за энергоблокаду Крыма

Власти Севастополя подсчитали: обесточивание города Украиной принесло убытков на 263,9 миллиона рублей. Добровольно Киев эти деньги не отдаст, но подать в международный суд – вполне реально.

"Власти Севастополя и других городов Крыма должны скрупулезно вести такие подсчеты, чтобы в конечном итоге сделать их аргументом в международных тяжбах с властями Украины, - выразил мнение в беседе с ФБА "Экономика сегодня" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – На самом деле реальный ущерб существенно выше заявленного – нужно еще учитывать неудобства людей и бизнеса, а также убытки, связанные с порчей оборудования из-за блэкаута".

Ранее официальный представитель правительства Севастополя Кирилл Москаленко объявил: экономический ущерб предприятиям города из-за отключений электроэнергии из Украины с учетом недополученной прибыли составил 263,9 миллиона рублей. В расчет брались предприятия, состоящие в ведении Минпромторга, Минсельхоза и Минрегиона РФ. 

Режим чрезвычайной ситуации в Севастополе продолжался с ноября 2015 до конца мая 2016 года. В конце минувшей осени были подорваны опоры всех четырех ЛЭП, идущих из Украины, в результате чего Крым оказался обесточен. К декабрю были введены первые две нитки энергомоста из Краснодарского края по 400 мегаватт. Третья нитка на 200 МВт запущена в апреле, в мае Крым окончательно стал энергонезависим от Украины с введением в эксплуатацию четвертой нитки – тоже на 200 МВт.

"Истинные убытки от дефицита электроэнергии подсчитать сложно – слишком много факторов приходится учитывать. Однако заявленная цифра только по одному городу – далеко не предел. Но с взысканием этой суммы будут проблемы: украинские суды подобных исков не примут, у российских нет механизмов по взысканию денег из бюджета другой страны на покрытие убытков", - отметил специалист.

По его мнению, вопрос можно попытаться решить в международных судах - в частности, в Гаагском трибунале. Но полученные данные полезнее будет использовать в стенах той же инстанции, но в других глобальных разбирательствах с Киевом, в том числе связанных с Крымом.

"Международные инстанции рассматривают иски очень долго и не факт, что по этим убыткам удастся получить положительное решение. Однако эти данные могут стать дополнительной доказательной базой в вопросах международных разбирательств за Крым – рано или поздно Киев решит поспорить об этом вопросе на международном уровне. И нанесенный российским компаниям финансовый ущерб станет одним из козырей, которые можно будет использовать при рассмотрении иска", - подчеркнул Станислав Митрахович.

Эксперт допускает: при предъявлении обвинений Украине, ее руководство станет открещиваться от целенаправленной диверсии, сваливая вину на мифических злоумышленников.

"Широко известно, что украинские политики в интервью открыто заявляли о поддержке энергоблокады Крыма. Это тоже должно стать темой отдельных обсуждений в международных судах. Вся эта история неминуемо получит политический контекст, который станет важнее экономического.

Подобное сейчас происходит с судом между российским "Газпромом" и украинским "Нафтогазом" – стороны обмениваются взаимными претензиями, которых у России накопилось огромное количество. Рано или поздно вопрос энергоблокады Крыма будет поднят в Гаагском трибунале, Европейском суде по правам человека или другой международной инстанции", - резюмировал Станислав Митрахович

Автор: Андрей Орешкин

Источник: Экономика сегодня, 12.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики