Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нелогичное поведение: Белоруссия сама устанавливает цену на российский газ

Нелогичное поведение: Белоруссия сама устанавливает цену на российский газ

На встрече премьер-министров России и Белоруссии было предложено вернуться к спорным вопросам поставок газа.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» напомнил, что основной вопрос, который волнует белорусских коллег — это пересмотр стоимости газа.

«Были заключены контракты по определенным формулам, на основе определенной стоимости тех или иных ресурсов. Однако белорусские компании хотели бы ее пересмотреть. Из-за девальвации белорусского и российского рубля та стоимость газа, которая была закреплена в долларах, не соответствует текущей социально-экономической обстановке в Белоруссии. То есть, Белоруссия хотела бы снижения почти в два раза — до 73 долларов.

Учитывая тесные торгово-экономические между странами, российская сторона могла бы пойти на некие уступки по цене на газ. Хотя позицию ОАО „Газпром“ тоже можно понять. У компании нет повода снижать цену.

Пока Белоруссия не доплачивает за поставляемый газ, в том объеме, в каком считает нужным, обосновывая тем, что это деньги, которые сверх того уровня стоимости, который они хотели бы получить».

По мнению эксперта, в сложившейся ситуации можно было сделать скидку хотя бы до 100 долларов.

Заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач напомнил, что сейчас есть долг между предприятиями Белоруссии, которые потребляют газ, пред «дочкой» " Газпрома" в Белоруссии — «Газпром трансгаз Белорусь», которая по межправительственному соглашению и межправительственному контракту выступает покупателем российского газа у «Газпрома» и затем перепродает белорусским потребителям. Последние стали платить не в соответствии с соглашениями, а в соответствии со своими разумением. Этот вопрос находится сейчас на рассмотрении в арбитраже, как и предусмотрено в контракте.

«По соглашению и контракту цена привязана к цене газа в России плюс установленные расходы транспортировку, хранение. В связи с тем, что цены на газ упали вслед за нефтяными, разница между ценами на европейском рынке и ценой Белоруссии уменьшилась. Если в 2014 году эта разница составляла 50%, в 2015 году — 40%, то сейчас — 10-20%. Когда разница между ценами была очень большая, то Белоруссия не выступала за изменение ценообразования, но как только конъюнктура изменилась, страна просит предоставить дополнительную скидку. Это не логичный подход.

Если вносить изменения в ценообразование, то это надолго. Может же и обратная ситуация произойти, тогда Белоруссия будет платить больше. Белорусская сторона не готова перейти на европейское ценообразование, понимая, что это связано с рисками. Что касается краткосрочных решений, то оно должно быть комплексным. Нельзя Белоруссии делать подарки за счет „Газпрома“. Снижение цены должно быть как-то компенсировано, например, увеличением объемом поставок, но Белоруссия к этому не готова, поэтому пока компромисс не найден.

Белоруссия хотела бы перейти на российское ценообразование, хотя условий и соглашения об этом не было.»

Напомним, что сейчас цена на газ для Белоруссии составляет 132 доллара за 1 тыс куб м, в то время как Минэнерго Белоруссии считает справедливой ценой 73 доллара. В настоящий момент долг перед РФ за поставленный газ составляет 200 млн долларов. Министр энергетики Белоруссии заявляет, что у страны нет никакого долга перед «Газпромом».

Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 12.07.2016

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики