Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азербайджан подыграл Порошенко, не зная Бродов

Азербайджан подыграл Порошенко, не зная Бродов

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о возможном возобновлении работ про проекту нефтепровода «Одесса-Броды».

«Когда этот проект появился, было не понятно кто его будет использовать и зачем, — комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Единственная долгосрочная работа нефтепровода была в реверсном режиме, когда российскую нефть качали в Одессу.

«А в нормальном режиме из Одессы качали венсуэльскую нефть, когда был белорусско-российский конфликт. Использование этого нефтепровода было показательной акцией Белоруссии. Минск договорился с Уго Чависом о поставках нефти. Естественно, цена на нефть была в несколько раз выше.

Для чего сейчас использовать этот нефтепровод совсем не понятно. Нефтепровод войдет в историю как пиарнфтепровод. То Белоруссия в рамках конфликта с Россией показывала, что может качать венесуэльскую нефть, то Украина хочет закупать углеводороды только не российские, поэтому предлагает Азербайджану качать свою нефть. Но экономического смысла в этом проекте нет. Если оценивать с экономической точки зрения, то Украине дешевле закупать российскую нефть и нефтепродукты. В Азербайджане не будут в убыток себе за копейки продавать Украине нефть. Получается, что это выгодно только Азербайджану, который найдет для своей нефти дополнительный рынок сбыта, а Украина будет переплачивать за поставки нефти, чтобы продемонстрировать свою энергетическую независимость от России. 

Если Украина хочет поставлять нефть только на свои НПЗ, то больших работ проводить не нужно. Если же Украина хочет стать транзитной страной и намерена через свою территорию поставлять нефть в Европу, то нужно достроить вторую часть нефтепровода. Но Европе не нужна эта нефть. Можно купить нефть дешевле, по себестоимости за счет того, что придет танкер на уже готовую инфраструктуру, а не доплачивать за транзит. Те причины, по которым этот нефтепровод не был достоин, сохранились», — заключил эксперт.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отметил, что Украина хотела бы иметь диверсификацию маршрутов поставки нефти, но важна экономическая целесообразность проекта. Сейчас учитывая стоимость нефти, оценка проектов должна проводиться особенно тщательно.

Для Азербайджана возвращение к проекту- это возможность устойчивого сбыта нефти. Если стороны договорятся, то необходимо прописать контракт о гарантиях сбыта. Гарантия инвестиций потребуется в любом случае. В бюджете Азербайджана нет дополнительных средств для финансирования такого проекта, в силу падения доходов из-за конъюнктуры на рынке углеводородов, но, возможно, привлечение сторонних инвесторов при гарантии сбыта с понятными ценообразованием. Привлечь инвестиции может не Украина, а Азербайджан под жесткие условия контракта. Однако многие обсуждаемые проекты в 90% случаев не доходят до финального реализации. Вероятно, это тот случай, когда процесс важнее результата«, — резюмирует Сергей Пикин.

Напомним, что нефтепровод построен в 2001 году между Одессой и городом Броды во Львовской области, где происходит его стыковка с нефтепроводом «Дружба». Использовался с 2005-2010 для поставок российской нефти из Брод в Одессу и для поставок нефти в Белоруссию в 2010-2011. Предполагалось, что Польша профинансирует достройку, но этого не произошло.

Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 14.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики