Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азербайджан подыграл Порошенко, не зная Бродов

Азербайджан подыграл Порошенко, не зная Бродов

Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о возможном возобновлении работ про проекту нефтепровода «Одесса-Броды».

«Когда этот проект появился, было не понятно кто его будет использовать и зачем, — комментирует ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Единственная долгосрочная работа нефтепровода была в реверсном режиме, когда российскую нефть качали в Одессу.

«А в нормальном режиме из Одессы качали венсуэльскую нефть, когда был белорусско-российский конфликт. Использование этого нефтепровода было показательной акцией Белоруссии. Минск договорился с Уго Чависом о поставках нефти. Естественно, цена на нефть была в несколько раз выше.

Для чего сейчас использовать этот нефтепровод совсем не понятно. Нефтепровод войдет в историю как пиарнфтепровод. То Белоруссия в рамках конфликта с Россией показывала, что может качать венесуэльскую нефть, то Украина хочет закупать углеводороды только не российские, поэтому предлагает Азербайджану качать свою нефть. Но экономического смысла в этом проекте нет. Если оценивать с экономической точки зрения, то Украине дешевле закупать российскую нефть и нефтепродукты. В Азербайджане не будут в убыток себе за копейки продавать Украине нефть. Получается, что это выгодно только Азербайджану, который найдет для своей нефти дополнительный рынок сбыта, а Украина будет переплачивать за поставки нефти, чтобы продемонстрировать свою энергетическую независимость от России. 

Если Украина хочет поставлять нефть только на свои НПЗ, то больших работ проводить не нужно. Если же Украина хочет стать транзитной страной и намерена через свою территорию поставлять нефть в Европу, то нужно достроить вторую часть нефтепровода. Но Европе не нужна эта нефть. Можно купить нефть дешевле, по себестоимости за счет того, что придет танкер на уже готовую инфраструктуру, а не доплачивать за транзит. Те причины, по которым этот нефтепровод не был достоин, сохранились», — заключил эксперт.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин отметил, что Украина хотела бы иметь диверсификацию маршрутов поставки нефти, но важна экономическая целесообразность проекта. Сейчас учитывая стоимость нефти, оценка проектов должна проводиться особенно тщательно.

Для Азербайджана возвращение к проекту- это возможность устойчивого сбыта нефти. Если стороны договорятся, то необходимо прописать контракт о гарантиях сбыта. Гарантия инвестиций потребуется в любом случае. В бюджете Азербайджана нет дополнительных средств для финансирования такого проекта, в силу падения доходов из-за конъюнктуры на рынке углеводородов, но, возможно, привлечение сторонних инвесторов при гарантии сбыта с понятными ценообразованием. Привлечь инвестиции может не Украина, а Азербайджан под жесткие условия контракта. Однако многие обсуждаемые проекты в 90% случаев не доходят до финального реализации. Вероятно, это тот случай, когда процесс важнее результата«, — резюмирует Сергей Пикин.

Напомним, что нефтепровод построен в 2001 году между Одессой и городом Броды во Львовской области, где происходит его стыковка с нефтепроводом «Дружба». Использовался с 2005-2010 для поставок российской нефти из Брод в Одессу и для поставок нефти в Белоруссию в 2010-2011. Предполагалось, что Польша профинансирует достройку, но этого не произошло.

Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 14.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики