Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские шахты под угрозой закрытия: правительство умывает руки

Украинские шахты под угрозой закрытия: правительство умывает руки

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил о глобальной распродаже угольных шахт страны.

Речь идет о 30-ти угледобывающих предприятиях, которые остались под контролем Киева.

По плану Минэнерго, в собственности государства должны остаться только 7 самых рентабельных шахт, еще порядка 13-ти будут отданы под приватизацию. Остальные, скорее всего, законсервируют. Планы энергетиков Украины, возможно, и разумны. Однако здесь Минэнерго сталкивается с проблемой, как сделать эти шахты рентабельными.

По мнению экспертов, добиться сверхприбыли от угледобывающих предприятий Украины нынешнее руководство страны не сможет. По словам ведущего эксперта фонда Национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, который дал интервью «ПолитЭксперту», это не получилось на Украине до госпереворота, тем более не удастся это сделать и майданной власти.

Специалист поясняет, что все годы независимости Украины правительство сдерживало рост тарифов на электричество. Следовательно, угольщики не могли продавать топливо по высокой цене. Электростанции соответственно не могли повышать тарифы на электричество. Таким образом, многие шахты на протяжении десятилетий оставались нерентабельными. 

«Насалик пообещал эту проблему решить, но совершенно непонятно, как он это сделает, если только не пролоббирует еще больший рост тарифов, запланированный правительством Гройсмана. Чтобы все эти шахты были рентабельными, надо постепенно повышать тарифы на электричество — дополнительно к тем планам, которые уже составлены. Или смириться с тем, что эти шахты будут стабильно убыточными. Это проблема, которую не смогли решить ни Кравчук, ни Кучма, ни Ющенко, и сейчас в Киеве ее тоже не решат», — констатирует Станислав Митрахович. 

Убыточные предприятия, естественно, никому не нужны. По словам эксперта, на территории Украины прибыльны только горнодобывающие предприятия компании «ДЭТЭК» Рината Ахметова и ему, по мнению Митраховича, украинские проблемные шахты не нужны, и тем более, не позарятся на них иностранные инвесторы.

«Украинское правительство после Майдана из темы приватизации сделало фетиш и считает, что чем больше приватизировать, тем будет лучше. Привлечь их (инвесторов – ред.) можно только в случае предоставления каких-то специфических прав, например, возможности продавать уголь по высокой цене. Пока за все два года, прошедшие с Майдана, Украине так и не удалось привлечь каких-то существенных инвесторов», — говорит собеседник «ПолитЭксперта». 

В домайданные времена Украина, как известно, имела статус угольного экспортера, что делало и шахты рентабельными, и приносило деньги в бюджет. Однако сейчас, когда в ходе гражданской войны страна потеряла Донбасс, дела обстоят иначе. В мире ценится энергоемкий антрацит, который и добывают на шахтах Донбасса и который Киев покупает у ДНР и ЛНР.

«Украина экспортировала свой качественный антрацитный уголь в лучшие времена, в Марокко, например. Но сейчас все поменялосьУ Украина наоборот вынуждена его закупать в Южной Африке, например. <…> Украина превратилась из экспортера в страну, которая от импорта угля будет зависеть», — объяснил Станислав Митрахович. 

Ситуация патовая. Государство, осознавая, что не в состоянии вывести шахты в зону рентабельности, попросту собирается от них избавиться. Дотации из госбюджета прекратились давно, зарплату работники не получают по нескольку месяцев. Думать о судьбе собственных угледобывающих предприятий у Киева не ни желания, ни денег. Поэтому для майданного правительства не возникло мысли лучше, чем избавиться от предприятий угледобывающей отрасли или вовсе заморозить шахты. 

Источник: ПолитЭксперт, 17.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики