Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украинские шахты под угрозой закрытия: правительство умывает руки

Украинские шахты под угрозой закрытия: правительство умывает руки

Министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик заявил о глобальной распродаже угольных шахт страны.

Речь идет о 30-ти угледобывающих предприятиях, которые остались под контролем Киева.

По плану Минэнерго, в собственности государства должны остаться только 7 самых рентабельных шахт, еще порядка 13-ти будут отданы под приватизацию. Остальные, скорее всего, законсервируют. Планы энергетиков Украины, возможно, и разумны. Однако здесь Минэнерго сталкивается с проблемой, как сделать эти шахты рентабельными.

По мнению экспертов, добиться сверхприбыли от угледобывающих предприятий Украины нынешнее руководство страны не сможет. По словам ведущего эксперта фонда Национальной энергетической безопасности Станислава Митраховича, который дал интервью «ПолитЭксперту», это не получилось на Украине до госпереворота, тем более не удастся это сделать и майданной власти.

Специалист поясняет, что все годы независимости Украины правительство сдерживало рост тарифов на электричество. Следовательно, угольщики не могли продавать топливо по высокой цене. Электростанции соответственно не могли повышать тарифы на электричество. Таким образом, многие шахты на протяжении десятилетий оставались нерентабельными. 

«Насалик пообещал эту проблему решить, но совершенно непонятно, как он это сделает, если только не пролоббирует еще больший рост тарифов, запланированный правительством Гройсмана. Чтобы все эти шахты были рентабельными, надо постепенно повышать тарифы на электричество — дополнительно к тем планам, которые уже составлены. Или смириться с тем, что эти шахты будут стабильно убыточными. Это проблема, которую не смогли решить ни Кравчук, ни Кучма, ни Ющенко, и сейчас в Киеве ее тоже не решат», — констатирует Станислав Митрахович. 

Убыточные предприятия, естественно, никому не нужны. По словам эксперта, на территории Украины прибыльны только горнодобывающие предприятия компании «ДЭТЭК» Рината Ахметова и ему, по мнению Митраховича, украинские проблемные шахты не нужны, и тем более, не позарятся на них иностранные инвесторы.

«Украинское правительство после Майдана из темы приватизации сделало фетиш и считает, что чем больше приватизировать, тем будет лучше. Привлечь их (инвесторов – ред.) можно только в случае предоставления каких-то специфических прав, например, возможности продавать уголь по высокой цене. Пока за все два года, прошедшие с Майдана, Украине так и не удалось привлечь каких-то существенных инвесторов», — говорит собеседник «ПолитЭксперта». 

В домайданные времена Украина, как известно, имела статус угольного экспортера, что делало и шахты рентабельными, и приносило деньги в бюджет. Однако сейчас, когда в ходе гражданской войны страна потеряла Донбасс, дела обстоят иначе. В мире ценится энергоемкий антрацит, который и добывают на шахтах Донбасса и который Киев покупает у ДНР и ЛНР.

«Украина экспортировала свой качественный антрацитный уголь в лучшие времена, в Марокко, например. Но сейчас все поменялосьУ Украина наоборот вынуждена его закупать в Южной Африке, например. <…> Украина превратилась из экспортера в страну, которая от импорта угля будет зависеть», — объяснил Станислав Митрахович. 

Ситуация патовая. Государство, осознавая, что не в состоянии вывести шахты в зону рентабельности, попросту собирается от них избавиться. Дотации из госбюджета прекратились давно, зарплату работники не получают по нескольку месяцев. Думать о судьбе собственных угледобывающих предприятий у Киева не ни желания, ни денег. Поэтому для майданного правительства не возникло мысли лучше, чем избавиться от предприятий угледобывающей отрасли или вовсе заморозить шахты. 

Источник: ПолитЭксперт, 17.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики