Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азербайджан начал искать $5 млрд для конкуренции с «Газпромом»

Азербайджан начал искать $5 млрд для конкуренции с «Газпромом»

Азербайджан просит у международных финансовых институтов $5 млрд для финансирования строительства газопровода «Южный газовый коридор». После 2020 года он может стать конкурентом для газа «Газпрома» в Европе и Турции

Каспийский газ для Европы

Азербайджан ведет переговоры с международными финансовыми институтами о получении кредитов и гарантий на $5 млрд для финансирования своей доли в проекте строительства газопровода «Южный газовый коридор». Об этом в интервью Financial Times заявил министр финансов Азербайджана Самир Шарифов. По его словам, переговоры ведутся с Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития и Азиатским банком развития. По данным Financial Times, международные финансовые институты рассматривают возможность выделения Баку кредитов на сумму около $4 млрд.

«Южный газовый коридор» — газопровод для транспортировки каспийского газа в Европу через Турцию. Проект предусматривает расширение действующего газопровода Баку — Тбилиси — Эрзурум и строительство двух новых общей стоимостью $45 млрд: TANAP от восточной до западной границы Турции и TAP для поставок газа из Азербайджана в Европу. Строительство TAP началось в мае текущего года и должно завершиться к 2020 году, когда запланированы первые поставки. Акционерами TAP являются BP, азербайджанская Socar и итальянская Snam, у которых по 20%, а также бельгийская Fluxys — 19%, испанская Enagas — 16% и швейцарская Axpo — 5%.

На первом этапе по «Южному газовому коридору» в Европу планируется поставлять 10 млрд куб. м азербайджанского газа с 2020 года и 6 млрд куб. м в западные регионы Турции. В перспективе поставки могут быть увеличены за счет поставок из Туркменистана, Ирана, Казахстана и Ирака.

Конкурент «Газпрома»

Проект «Южный газовый коридор» одобрен Еврокомиссией как соответствующий нормам Третьего энергопакета. Он поможет ЕС диверсифицировать поставки газа, в том числе снизить зависимость от российского «Газпрома». Его доля на европейском рынке составляет 30%. По итогам 2015 года монополия поставила в Европу около 159 млрд куб. м, из них 27 млрд куб. м — в Турцию.


Российские чиновники и «Газпром» пока не видят угрозы. Объемы поставок по «Южному газовому коридору» незначителен по сравнению с поставками «Газпрома», говорил российский министр энергетики Александр Новак. Глава «Газпрома» Алексей Миллер в конце июня 2016 года рассказывал, что монополия не будет предоставлять азербайджанской SOCAR газ по своповым операциям для «Южного газового коридора». «Сложно говорить о проектах, которых нет и непонятно, когда они появятся. «Газпром» ведет работу в проекте «Посейдон» (проект газопровода по дну Черного моря. — РБК),  и если уж в перспективе когда-то рассматривать разменные с кем-то операции, то это должны быть проекты, к которым мы имеем отношение», — заявил он. При этом «Газпром» может нарастить поставки газа в Азербайджан с 2 млрд до 5–7 млрд куб. м, если договорится о цене, сообщил Миллер.

«Южный газовый коридор» не представляет немедленной угрозы российскому газу в Европе, считает партнер RusEnergy Михаил Крутихин. Однако он замечает, что после 2020 года, когда запланировано наращивание поставок, угроза серьезной конкуренции возрастает. «После 2023–2026 годов может пойти газ не только из Азербайджана, но и из Ирана, Туркменистана, а также из иракского Курдистана, где объем потенциального экспорта превышает 30 млрд куб. м в год. Тогда может быть вытеснена часть российского газа из Южной Европы, в том числе с рынка Италии», — считает эксперт.

По мнению заместителя директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, новый газопровод может стать проблемой для «Газпрома» после 2020 года. Однако аналитик не исключает, что места на рынках Европы и Турции хватит всем, если спрос и цены на топливо будут расти. По его словам, основной поток азербайджанского газа по этому проекту пойдет на юг Италии, где будет конкурировать в основном с газом из Алжира. Кроме того, если Азербайджан хочет покупать дополнительный газ в России, то ему может не хватить топлива для заполнения «Южного газового коридора».

Ответ России

У России могло бы быть несколько альтернативных «Южному газовому коридору» трубопроводных проектов, но основные из них пока заморожены. Один из них — «Турецкий поток», о планах строительства которого было объявлено в декабре 2014 года. Тогда предполагалось, что будет построено четыре нитки мощностью в 63 млрд куб. м газа. Однако в прошлом году проект был фактически заморожен из-за конфликта между Россией и Турцией по поводу сбитого турецкими военными российского истребителя. Официальные представители обеих стран пока не сообщали, что снова начали обсуждать проект. Миллер в июне говорил, что строительство «Турецкого потока» возможно только после письменного одобрения Еврокомиссией. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил в понедельник, что  «Турецкий поток» является перспективным проектом и не отменен.

Автор: Людмила Подобедова

Источник: РБК, 18.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики