Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не до жиру: правительство затянет пояса нефтяников и «Газпрома» еще туже...

Не до жиру: правительство затянет пояса нефтяников и «Газпрома» еще туже...

Минфин планирует обложить дополнительными изъятиями добытчиков нефти и «Газпром». Сможет ли это поддержать бюджет и готова ли отрасль к дополнительной финансовой нагрузке? 
 
«Дефицит бюджета заставляет Министерство финансов брать с нефтяников и „Газпрома“ дополнительные налоги, — отметил в беседе с ФБА „Экономика сегодня“ руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. — Это не очень хорошо — на фоне снижения мировых цен на нефть добытчикам приходится пересматривать свою работу. Но на фоне периодического изменения законодательства они не могут планировать свои инвестиции на обозримое будущее». 
 
Ранее стало известно, что главное финансовое ведомство намерено вновь ввести повышенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для отдельных категорий нефтедобытчиков и «Газпрома». В 2015 году эта мера заявлялась как единовременная, однако правительство решило к ней вернуться. 
 
Год назад в рамках изъятия девальвационной прибыли с «Газпрома» удалось собрать дополнительно 100 миллиардов рублей, с нефтедобытчиков 200 миллиардов. По мнению экспертов, отрасль перенесла это достаточно спокойно. 
 
«Нефтяная отрасль, несмотря на мировые тенденции, продолжает наращивать добычу. По итогам первого полугодия 2016 она выросла на 2%. „Газпром“ наоборот последние несколько лет снижает добычу сырья, но это связано с объективными факторами — к примеру, снижением внутреннего и внешнего спроса. Но в целом отрасль комфортно пережила дополнительное налогообложение 2015 года. Однако и правительство, и сами добытчики неоднократно ставили вопрос о необходимости стабилизации налогового законодательства», — отметил Александр Пасечник
 
Экспорт российской нефти в 2015 году вырос на 9%, в текущем году — уже на 6%. Однако налог с добытчиков составлен так, что при падении мировых цен на сырье снижаются и поступления в бюджет. Видя это, государственные финансисты вводят дополнительные сборы, чтобы закрыть брешь в казне. 
 
«Для того, чтобы эффективно наращивать производство, модернизировать оборудования, запускать новые месторождения нужна стабильность. На фоне скачков стоимости барреля строить планы итак достаточно сложно, так правительство может неожиданно усилить налоговую нагрузку. Добывающие компании просят поменять законодательство так, чтобы сборы оставались неизменными ближайшие 5-7 лет. Эту же проблему неоднократно поднимала Счетная палата», — отметил эксперт. 
 
По подсчетам правительства, с введением НДПИ вновь удастся собрать в бюджет дополнительно 300-400 млрд рублей. 
 
Неделю назад правительство анонсировало обнуление экспортных пошлин на нефть для зарубежья — для госказны их собирались компенсировать введением НДПИ и других сборов с предприятий-добытчиков. Эти меры аргументировали необходимостью стимулировать спрос на российское сырье у иностранных партнеров. 
 
Автор: Андрей Орешкин 
 
Источник: Экономика сегодня, 18.07.2016

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики