Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Латвии дорого обойдется соответствие газовым стандартам ЕС

Латвии дорого обойдется соответствие газовым стандартам ЕС

По заявлению премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса, государство хотело бы сохранить контроль над предприятием Latvijas Gaze (Латвийский газ) после его раздела.
 
В состав акционеров Latvijas Gaze входят «Газпром» (34%), Marguerite Fund (28,97%), Uniper Ruhrgas International GmbH (18,26%), Itera Latvija (16%) и 2,8% у миноритарных акционеров.В 2017 году Latvijas Gaze должно быть разделено на две компании. Одна компания будет хранить газ, другая — его продавать. Сейчас компания поставляет потребителям российский газ.
 
Латвийское государство намерено воспользоваться правом преимущественной покупки акций разделенного предприятия, поскольку хочет иметь контроль над газопроводами, однако, это потребует значительных инвестиций.
 
Заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что ситуация для «Газпрома» не меняется. Латвия не имеет других поставщиков газа. СПГ(сжиженный природный газ) из Литвы нельзя считать разумной альтернативой. СПГ существенно дороже обходится Литве, и гораздо дороже будет обходиться Латвии. Это может быть принято только в рамках политического безумия.
 
"На латвийское правительство оказывается давление, чтобы оно привело свое газовое хозяйство в соответствие с европейскими газовыми стандартами. Стандарты предполагают, что компании, которые продают газ, не могут управлять инфраструктурой, а в идеале — не должны ей владеть. Это не распространяется на действующее требование структуры. Оказывается давление, чтобы выдавить тем или иным способом тех, кто стал собственниками до директив и новых законодательных актов с Евросоюза.
 
Латвия понимает, что ей придется взять из бюджета дополнительные средства и направить их на выкуп газотранспортной инфраструктуры у частных инвесторов, которые хорошо и эффективно управляли этим активом, обеспечивали инвестиции, нормы доходности, нормальное функционирование газового хозяйства, отсутствие кризисов в газоснабжении. Это убыточное требование регуляторов и некие политические установки.
 
Теперь правительству Латвии нужно найти деньги на выкуп акций и провести ренационализацию, вместо приватизации, которая имела место 15 лет назад. Скорее всего, Латвии придется выкупить актив полностью.
 
Никто из акционеров не будет обращаться в Арбитражный суд, если будет предложен рыночный, справедливый механизм, и не будет действий, которые идут вразрез с обязательствами Латвии перед инвесторами.
 
В 2017 году истекает положение договора о приватизации, которое запрещало какие-то действия по разделению и поэтому решения о разделении были приняты на корпоративном уровне поле консультаций.
 
До 2017 года интересы акционеров защищены по соглашению с правительством, договором о приватизации. С 2017 года акционеры окажутся в нормальной среде, где быть газотранспортной компании — поставщику газа или игроку, который занимается поставками и добычей газа, очень некомфортно — у него нет прав, но есть много обязанностей. Очевидно, что акционеры, не получив каких-то дополнительных предложений о смягчении регулирования со стороны властей Латвии захотят продать эти активы, как это произошло в Литве и Эстонии. Правительству Латвии надо искать деньги, чтобы заплатить рыночную цену за эти активы.
 
Сейчас цена газа для Латвии, как и для многих потребителей, очень привлекательна в связи с периодом низких цен на нефть".
 
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин полагает, что Латвии нужно создать иллюзию конкуренции, чтобы соответствовать требованиям Евросоюза.
 
Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 20.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики