Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Правительство ищет помощников для «Газпрома»

Правительство ищет помощников для «Газпрома»

Компания не должна в одиночку нести бремя газификации страны, считает премьер-министр Дмитрий Медведев

«Газпром» большой, и он – национальное достояние. Но у нас есть другие компании, которые тоже занимаются газификацией. С правовой точки зрения они мало чем отличаются от «Газпрома» – они такие же акционерные общества, имеют неплохие доходы, большие объемы добычи», – передал «Интерфакс» слова премьер-министра Дмитрия Медведева на заседании правительства. Он поручил Минэнерго подготовить предложения. «Только это должно быть не принудиловкой, а работой в рамках разумной доходности, – сказал премьер-министр. – Но участвовать в этом должны все». Уровень газификации можно довести до 85% против нынешних 64%, заявил зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев, передал ТАСС.

Независимые поставщики, среди которых крупнейшие – «Роснефть» и «Новатэк», занимают 40–45% рынка, говорит начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин. При этом они практически не владеют инфраструктурой и получают маржинальный доход от продажи газа. Для подключения независимых к газификации не нужно ничего менять в законодательстве, вопрос только в мотивации компаний, говорит чиновник.

Привлечение независимых производителей к газификации будет способствовать формированию равных условий функционирования на внутреннем рынке для всех его участников, отмечает представитель Минэкономразвития. Но такие проекты очень дорогие, поэтому следует предусмотреть меры по повышению инвестиционной привлекательности газификации, добавил он.

Как поделен рынок

Потребление газа в России в 2015 г., по данным Минэнерго, составило 444,3 млрд куб. м. Почти половину поставок – 221,2 млрд куб. м обеспечил «Газпром» (без учета внутригрупповых продаж). Второй крупнейший поставщик – «Новатэк» (62,5 млрд куб. м), близка к нему «Роснефть» (58 млрд куб. м), подсчитал Аналитический центр при правительстве.

Поручение премьера будет сложно реализовать. «Медведев озвучил пожелание «Газпрома», – уверен заместитель гендиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев. – Инициатива, вероятно, не будет иметь последствий, обосновать экономически ее невозможно». Бремя газификации «Газпром» несет не по своей воле, продолжает эксперт. Обязать разделить его другие компании можно, предложив им что-то взамен.

Больше всего «Роснефть» и «Новатэк» интересует доступ к экспорту трубопроводного газа и контроль за установлением справедливого тарифа на транспортировку газа по магистральным газопроводам. «Судя по прежним заявлениям, никто не планирует им это обещать», – заключает Белогорьев. Независимые поставщики будут активно сопротивляться, согласен аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров.

Должны быть созданы равные условия для всех участников рынка, как в части обязательств, так и в части доходов, говорит представитель «Роснефти». В этом случае все производители газа будут принимать активное участие в вопросах газификации, обещает он.

В прошлом году «Газпром» потратил на газификацию 27,6 млрд руб., план на 2016 г. – 25 млрд руб., следует из презентации компании. Но часть регионов не выполняют обязательства по строительству внутрипоселковых сетей, указывает заместитель гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач, так что затраты не окупаются. Повысить ответственность регионов Минэнерго предлагает, обязав их компенсировать понесенные расходы или через механизм «бери или плати», сообщил министр энергетики Александр Новак.

Основные очаги промышленности и крупные города газом снабжены, а газификация Сибири и Дальнего Востока – задача не ближайшего времени, полагает Нестеров. Территория большая, плотность населения невелика, а платежеспособность потребителей и емкость рынка низкие, объясняет он. Для густонаселенных регионов юга актуальна другая проблема – неплатежи. За пять месяцев 2016 г. просроченная дебиторская задолженность конечных потребителей газа выросла в стране на 33,3 млрд руб., долг за газ на 1 июня был 216,7 млрд руб., сказал Новак.

Представители «Газпрома», «Новатэка» и Минэнерго на запросы «Ведомостей» не ответили. 

Автор: Алена Махнева

Источник: Ведомости, 21.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики