Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Варшава сделала сильный ход против «Северного потока – 2»

Варшава сделала сильный ход против «Северного потока – 2»

Польский регулятор отказался согласовать строительство «Северного потока – 2», хотя немецкий регулятор уже давно дал проекту добро. Это чисто политическое решение польских властей, которое идет вразрез с экономическими интересами местного бизнеса. Сможет ли Варшава поставить крест на российском проекте?

Польша возражает против создания Газпромом и его европейскими партнерами совместного предприятия по строительству газопровода «Северный поток – 2», говорится в сообщении польского антимонопольного регулятора UOKiK.

«UOKiK возражает против создания с участием шести компаний совместного предприятия по строительству «Северного потока – 2», – говорится в сообщении регулятора. Компании могут подать апелляцию на решение регулятора в течение 14 дней, говорится в сообщении. Этот срок может быть продлен еще на 14 дней.

Газпром, OMV, Shell, Uniper, ENGIE и Wintershall – партнеры по строительству трубы – уже сделали совместное заявление, что готовят такой ответ польскому регулятору.

Польский регулятор объяснил свою позицию так. Он проанализировал данные компаний Gaz-System (оператор газотранспортной системы Польши), Europol Gaz (оператор газопровода «Ямал – Европа»), нефтегазового концерна PGNIG, а также оператора строительства СПГ-терминала в городе Свиноуйсьце и более 20 импортеров природного газа.

И проведенный UOKiK анализ показал, что реализация проекта «Северный поток – 2» может привести к ограничению конкуренции. «На данный момент Газпром занимает доминирующее положение в поставках газа на польском рынке, и сделка может привести к дальнейшему укреплению его позиций», – отмечает польское ведомство. Таким образом, поляки не согласовали создание совместного предприятия Nord Stream 2 для строительства газопровода «Северный поток – 2».

Акционерами Nord Stream 2 AG являются Газпром (50%) и еще пять европейских компаний – BASF, ENGIE, OMV, Shell, Uniper – у каждой по 10% в СП. Выкуп долей акционерами в «Северном потоке – 2» ожидается летом этого года.

В декабре 2015 года было подано две заявки на одобрение создания СП – немецкому и польскому регуляторам. Немцы одобрили ее спустя 18 дней, а вот поляки начали затягивать решение и переносить сроки. В итоге Варшава продлила срок рассмотрения заявки до лета для «изучения влияния сделки на польский газовый рынок, в том числе для изучения мнения участников и регулятора газового рынка».

Буквально четыре дня назад председатель совета директоров Газпрома Виктор Зубков рассказал, что польский регулятор должен был дать ответ еще 18 июля (по местному законодательству).

«Но, к сожалению, мы получили не разрешение, а получили шесть дополнительных запросов, на которые мы обязаны ответить. Часть из них вообще не касается «Северного потока – 2», а касается других», – рассказал Зубков. «Но мы отвечаем на эти запросы, и таким образом сдвигается получение документов на 31 августа», – сказал он. Более быстрое вынесение решения поляками в некотором роде является неожиданностью.

Глава совета директоров Газпрома не скрывал, что позиция польской стороны несколько политизирована, но работа шла, и в России верили в здравомыслие польского регулятора.

Политика против бизнеса

Однако отрицательное решение польского регулятора сложно назвать неожиданным, учитывая русофобскую позицию политического руководства страны.

Эксперты газеты ВЗГЛЯД указывают на то, что польский бизнес не против «Северного потока – 2», потому что благодаря ему он мог бы получить более дешевый природный газ. Буквально месяц назад из двух независимых источников стало известно, что Варшава сделала заявку на поставки газа по этому газопроводу в объеме 11 млрд кубометров. Об этом заявил член правления немецкой компании Wintershall («дочка» BASF) Тис Тиссен и подтвердил зампредправления Газпрома Александр Медведев.

Однако политическая элита Польши, настроенная против России, похоронила эту идею. Уже тогда официально Варшава поспешила опровергнуть наличие такой заявки на закупку российского газа. Отрицательное решение местного регулятора стало ожидаемым следствием.

Газпром в своих ожиданиях по исходу дела исходил из логики польского бизнеса, который прекрасно понимает, что заявления властей об отказе через несколько лет от российского газа чисто политические, это невыгодно покупателям, что СПГ-терминал в Свиноуйсьце не снижает цены на газ, поясняет гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «СПГ-терминал в Польше ждет та же судьба, что и СПГ-терминал в Литве – придется принудительно польский бизнес заставлять покупать дорогой СПГ», – говорит он. Бизнес этому вряд ли обрадуется. 

Но польское государство в лице местного регулятора принимает политическое решение, противоречащее логике собственного бизнеса. Их ответ ставит крест на желании местного бизнеса покупать более дешевый газ по «Северному потоку – 2». «В Польше даже политической внутренней конкуренции нет, все зачищено. Есть лишь доминирование одной политической силы с вполне ясной позицией по России», – говорит Симонов.

«Вот в Германии роль бизнеса гораздо более весома. Даже в ситуации, когда сама Меркель боится Путина и идет в фарватере с политикой Обамы, она не может игнорировать мнение немецкого бизнеса, который с утра до ночи говорит, что же вы делаете, ведь Россия предлагает проект создания в Германии ключевого хаба, мы же резко усилим и политическое влияние, не говоря уже о том, что мы будем зарабатывать деньги», – сравнивает Симонов.

Последствия для российской трубы

Между тем ставить крест не проекте «Северный поток – 2» пока рано, хотя не исключено, что его реализация затянется из-за позиции Польши, считает доцент высшей школы РАНХиГС, старший научный сотрудник сектора энергетической политики ИЭ РАН Иван Капитонов. Однако это не так страшно. «Учитывая, что мы собирались отказаться от украинского транзита с 2019 года, перенос сроков строительства «Северного потока – 2» пока не так критичен. Время есть. Год точно», – говорит Капитонов.

По его мнению, России нужно поставить эту проблему на паузу, компромисс должен быть найден внутри самой Европы. Ведь это в ЕС имеются противоречия относительно «Северного потока – 2». «Странам – основателям ЕС выгодно строительство «Северного потока – 2», а ряд стран, которые присоединялись к союзу во время его расширения, выступают против проекта. Пусть они разберутся между собой, а потом мы примем решение. Нам тут не надо торопиться», – считает Иван Капитонов.

Утихомирить Польшу – в интересах Германии, которая сильно выигрывает от реализации газпромовского проекта. Однако компромисс, скорее всего, будут искать не в сфере энергетики, потому что тут Берлину нечего особенно предложить Варшаве. Дешевый газ может предложить лишь Газпром, но от него Польша отказывается.

Проблема с Польшей как раз в том, что для нее вопрос не в деньгах, а исключительно в политике, добавляет Симонов. Вот, например, со Словакией, которая сначала тоже была против «Северного потока – 2», Газпром сумел договориться с помощью коммерческого предложения.

Газпром договорился использовать словацкие сети Eustream в рамках «Северного потока – 2», то есть сохранить транзит российского газа по словацкой территории, хотя необходимости в этом не было. Попасть в австрийский хаб Баумгартен российский газ может, не заходя на словацкую территорию. Это можно сделать через одну Чехию, с которой проблем никаких нет. Но Газпром пошел на уступки и согласился подключить Словакию к транзиту в рамках нового северного маршрута.

Польша же от любых экономически выгодных для нее предложений Газпрома отказывается. Поэтому дело остается за Германией. «Здесь будет другая тонкая политическая игра. Польше должно быть предложено что-то еще, чтобы Варшава почувствовала, что она находится на безопасной стороне улицы», – считает Иван Капитонов.

Впрочем, не исключено, что в итоге Польша останется и без возможности закупать более дешевый российский газ, и без каких-либо уступок со стороны Германии.

Константин Симонов считает, что решение польского регулятора вообще не очень важно для «Северного потока – 2». По его словам, неодобрение Варшавы распространяется лишь на продление трубы по европейской территории, но не касается морской части «Северного потока – 2».

По морской части одобрения ожидаются от регуляторов Финляндии, Дании и Швеции, потому что именно через их территориальные воды пройдет трубопровод. Польша же к этой части никакого отношения не имеет. Более того, Варшава на самом деле не имеет никакого отношения и к прокладке трубы по европейской территории, так как через нее она не будет идти. Даже исключение Украины из транзита не должно сильно трогать Польшу, потому что основной транзит через польскую территорию идет со стороны Белоруссии, а не Украины.

Интересно, что в самой Еврокомиссии в феврале этого года тоже говорили, что для строительства газопровода «Северный поток – 2» официального разрешения от польского антимонопольного регулятора не требуется, сообщили RNS. Источник в польском регуляторе отмечал, что рассмотрение данного дела стало инициативой польского ведомства.

Симонов не исключает, что Польша стала пешкой в политической игре. Еврокомиссия выступала против «Северного потока – 2», но реальных аргументов для запрета этой трубы найти не смогла. Ведь ровно такой же проект в виде «Северного потока – 1» Брюссель ранее с легкостью одобрил. Теперь в качестве аргумента против можно использовать решение польского регулятора.

«Я не думаю, что эта история полностью развалит российский проект. Главное сейчас – морская часть трубы, а там никаких проблем быть не должно», – резюмирует Константин Симонов.

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 22.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики