Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша возражает против Nord Stream 2

Польша возражает против Nord Stream 2

Антимонопольный регулятор Польши считает, что проект может привести к ограничению конкуренции на ее рынке газа

Польский Офис защиты конкуренции и потребителей (UOKiK, местный антимонопольный регулятор) сообщил, что возражает против создания совместного предприятия Nord Stream 2 для строительства и управления трубопроводом «Северный поток – 2». «Наши будущие акционеры должны следовать процедуре контроля за сделками присоединения [по законам] Польши и Германии», – прокомментировал представитель компании Nord Stream 2 AG. Все прочие вопросы он предложил задать участникам консорциума.

В консорциуме – «Газпром» и специально созданные под проект структуры компаний E.On (Германия), Engie (Франция), OMV (Австрия), Shell (Нидерланды) и Wintershall (Германия). Члены консорциума выпустили совместное сообщение, что получили возражения польского регулятора 19 июля и готовят ответ – у консорциума есть на это 14 дней, по запросу регулятор может продлить этот срок еще на 14 дней. После того как ответ будет получен, UOKiK примет решение.

Согласование UOKiK ожидалось 31 августа, говорил недавно председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков: «Мы вовремя подали заявки в антимонопольные органы Германии и Польши. Германия разрешила за 18 дней. Поляки получили нашу заявку в то же время». Вместо ответа от поляков получили шесть запросов, сказал Зубков. Работа с регуляторами Финляндии, Дании, Швеции, через территориальные воды которых пройдет труба, продолжается (цитаты по «Интерфаксу»).

UOKiK получил заявку в декабре 2015 г. Регулятор сообщил, что провел исследование рынка природного газа Польши и опрос компаний, работающих на нем: Gaz-System, операторов портов Щецин и Свиноуйсьце, EuRoPol Gaz, Polski LNG, PGNiG, более 20 импортеров газа и польского регулятора по энергетике. В заявлении руководителя UOKiK Марека Нехцяла говорится: «Концентрация может привести к ограничению конкуренции. «Газпром» уже занимает доминирующее положение в поставках газа в Польшу, а сделка [появление СП] привела бы к еще большему усилению контроля [«Газпрома»] над клиентами в нашей стране».

Позицию UOKiK поддерживает и эксперт Института Собеского (входит в европейскую сеть экспертных центров либерального направления Stokholm Network) Павел Нерада (цитата по Gazeta Wyborcza): «Если «Северный поток – 2» будет построен, «Газпром» получит неоправданное преимущество в инфраструктуре – возникнет искусственный барьер для любых третьих лиц, кто хотел бы заняться поставками газа в Польшу».

Газопровод «Северный поток – 2» должен пройти по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Пропускная способность двух ниток – по 27,5 млрд куб. м в год. Он удвоит мощность действующего «Северного потока». Ввод намечен на 2019 г. В конце 2019 г. истекает контракт «Газпрома» на транзит газа по территории Украины, напоминает аналитик Vygon Consulting Мария Белова: «Новый контракт нужно будет подписывать, но срок его действия будет зависеть от ввода «Северного потока – 2». Хуже другое, говорит она: тендеры на трубы уже прошли, не хотелось бы повторения истории «Южного потока».

Польский регулятор и не мог выдать разрешение – достаточно вспомнить риторику польских властей, считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач, но UOKiK не сможет доказать, что «Северный поток – 2» ограничит конкуренцию на польском рынке.

Польша может задержать или остановить строительство новых газопроводов в Германии, без которых «Северный поток – 2» не имеет смысла, полагает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: Польша поддерживает политику ЕС – источники и маршруты поставки газа должны быть диверсифицированы. «Те же цели ставит и Россия, – продолжает он, – но под флагом диверсификации пытается сконцентрировать более 80% поставок в ЕС в одном газотранспортном коридоре». «Северный поток – 2» может только увеличить конкуренцию за счет поступления в Европу новых объемов газа, которые могут продаваться в том числе на польский рынок, не согласен с ним Гривач.

Варшаву беспокоят планы немецких энергокомпаний и «Газпрома» построить еще один газопровод в обход Польши, сказала премьер-министр Польши Беата Шидло канцлеру Германии Ангеле Меркель, передало Reuters. Инвестпроект, считает Шидло, приведет к разделению Европы.

Если UOKiK не изменит мнения, окончательное решение – за Еврокомиссией, говорит управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня: польский отказ можно обжаловать в суде ЕС, но это долгий путь.

В Минэнерго официальных документов не поступало, сообщил представитель министерства, оставив без ответа другие вопросы «Ведомостей». 

Автор: Алена Махнева

Источник: Ведомости, 24.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики