Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша возражает против Nord Stream 2

Польша возражает против Nord Stream 2

Антимонопольный регулятор Польши считает, что проект может привести к ограничению конкуренции на ее рынке газа

Польский Офис защиты конкуренции и потребителей (UOKiK, местный антимонопольный регулятор) сообщил, что возражает против создания совместного предприятия Nord Stream 2 для строительства и управления трубопроводом «Северный поток – 2». «Наши будущие акционеры должны следовать процедуре контроля за сделками присоединения [по законам] Польши и Германии», – прокомментировал представитель компании Nord Stream 2 AG. Все прочие вопросы он предложил задать участникам консорциума.

В консорциуме – «Газпром» и специально созданные под проект структуры компаний E.On (Германия), Engie (Франция), OMV (Австрия), Shell (Нидерланды) и Wintershall (Германия). Члены консорциума выпустили совместное сообщение, что получили возражения польского регулятора 19 июля и готовят ответ – у консорциума есть на это 14 дней, по запросу регулятор может продлить этот срок еще на 14 дней. После того как ответ будет получен, UOKiK примет решение.

Согласование UOKiK ожидалось 31 августа, говорил недавно председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков: «Мы вовремя подали заявки в антимонопольные органы Германии и Польши. Германия разрешила за 18 дней. Поляки получили нашу заявку в то же время». Вместо ответа от поляков получили шесть запросов, сказал Зубков. Работа с регуляторами Финляндии, Дании, Швеции, через территориальные воды которых пройдет труба, продолжается (цитаты по «Интерфаксу»).

UOKiK получил заявку в декабре 2015 г. Регулятор сообщил, что провел исследование рынка природного газа Польши и опрос компаний, работающих на нем: Gaz-System, операторов портов Щецин и Свиноуйсьце, EuRoPol Gaz, Polski LNG, PGNiG, более 20 импортеров газа и польского регулятора по энергетике. В заявлении руководителя UOKiK Марека Нехцяла говорится: «Концентрация может привести к ограничению конкуренции. «Газпром» уже занимает доминирующее положение в поставках газа в Польшу, а сделка [появление СП] привела бы к еще большему усилению контроля [«Газпрома»] над клиентами в нашей стране».

Позицию UOKiK поддерживает и эксперт Института Собеского (входит в европейскую сеть экспертных центров либерального направления Stokholm Network) Павел Нерада (цитата по Gazeta Wyborcza): «Если «Северный поток – 2» будет построен, «Газпром» получит неоправданное преимущество в инфраструктуре – возникнет искусственный барьер для любых третьих лиц, кто хотел бы заняться поставками газа в Польшу».

Газопровод «Северный поток – 2» должен пройти по дну Балтийского моря от российского побережья до побережья Германии. Пропускная способность двух ниток – по 27,5 млрд куб. м в год. Он удвоит мощность действующего «Северного потока». Ввод намечен на 2019 г. В конце 2019 г. истекает контракт «Газпрома» на транзит газа по территории Украины, напоминает аналитик Vygon Consulting Мария Белова: «Новый контракт нужно будет подписывать, но срок его действия будет зависеть от ввода «Северного потока – 2». Хуже другое, говорит она: тендеры на трубы уже прошли, не хотелось бы повторения истории «Южного потока».

Польский регулятор и не мог выдать разрешение – достаточно вспомнить риторику польских властей, считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач, но UOKiK не сможет доказать, что «Северный поток – 2» ограничит конкуренцию на польском рынке.

Польша может задержать или остановить строительство новых газопроводов в Германии, без которых «Северный поток – 2» не имеет смысла, полагает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: Польша поддерживает политику ЕС – источники и маршруты поставки газа должны быть диверсифицированы. «Те же цели ставит и Россия, – продолжает он, – но под флагом диверсификации пытается сконцентрировать более 80% поставок в ЕС в одном газотранспортном коридоре». «Северный поток – 2» может только увеличить конкуренцию за счет поступления в Европу новых объемов газа, которые могут продаваться в том числе на польский рынок, не согласен с ним Гривач.

Варшаву беспокоят планы немецких энергокомпаний и «Газпрома» построить еще один газопровод в обход Польши, сказала премьер-министр Польши Беата Шидло канцлеру Германии Ангеле Меркель, передало Reuters. Инвестпроект, считает Шидло, приведет к разделению Европы.

Если UOKiK не изменит мнения, окончательное решение – за Еврокомиссией, говорит управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня: польский отказ можно обжаловать в суде ЕС, но это долгий путь.

В Минэнерго официальных документов не поступало, сообщил представитель министерства, оставив без ответа другие вопросы «Ведомостей». 

Автор: Алена Махнева

Источник: Ведомости, 24.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики