Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев ставит на мягкую зиму

Киев ставит на мягкую зиму

Аналитик Александр Пасечник — о перспективах возобновления закупок российского газа украинским «Нафтогазом»

Лето сейчас в разгаре, но не за горами осень. Эта философская теза о скорой смене сезонов все глубже осознается и понимается в Еврокомиссии. Причина этих «брюссельских озарений» — в слабой динамике заполнения украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) и как следствие — угрозе транзитных сбоев в части прокачки российского газа в Европу.

Так, 19 июля вице-президент Еврокомиссии (ЕК) по энергосоюзу Марош Шефчович призвал Россию и Украину договориться о поставках газа. Об этом сообщили в пресс-службе еврорегулятора по итогам встречи комиссара с премьером Украины Владимиром Гройсманом в Брюсселе.

Тревоги европейцев небезосновательны, так как «Нафтогаз Украины» публично уведомил, что во II квартале не осуществлял импорт природного газа в страну. Возобновились же закупки голубого топлива у европейских поставщиков только в июле. План по закачке на период — почти 4 млрд кубометров. При этом глава «Укртрансгаза» Игорь Прокопив допускает, что закачка газа в подземные хранилища может продолжиться и в октябре. «Если будет теплый октябрь, то максимально закачивать будем и в октябре, чтобы смогла выйти «подушка» около 15 млрд кубометров», — сказал он. На конец второй декады июля, по данным украинской стороны, в республиканских газохранилищах накоплено чуть более 10 млрд кубометров газа.

Здесь выглядит весьма странным, что Киев отдаляет крайнюю дату по закачке топлива, уповая на «мягкость» октября, в то время как восстановление запасов в «подземках» можно было планомерно начать осуществлять еще в апреле. Объяснить предшествующий июлю трехмесячный «анабиоз» в импорте газа возможно разве что острой нехваткой финансовых средств и переговорными сложностями властей страны с внешними кредиторами.

К тому же озвученного «Укртрансгазом» объема резервов голубого топлива (в 14–15 млрд кубометров) будет явно недостаточно для холодной зимы, не говоря уже об аномально суровой, которая вполне может случиться. Два последних отопительных сезона Украине попросту везло с погодой. Оптимальная же расчетная планка в 19 млрд кубометров позволяет полностью застраховать от климатических рисков транзит российского газа в Европу. Так считают в Минэнерго России и «Газпроме».

Тем временем в Киеве заявили, что услышали призыв энергокомиссара, официально прореагировав на его «попечительский» посыл. ««Нафтогаз Украины» подтверждает свою готовность возобновить трехсторонние переговоры с «Газпромом» для обсуждения сроков поставок российского газа, как это предложил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович», — сказано в сообщении.

Но надо понимать, что у Украины нет средств для закупок необходимых объемов углеводородного сырья, а европейские и международные фонды (ЕБРР, Всемирный банк) со все большей неохотой выделяют целевые газовые кредиты, которые зачастую носят «связанный» характер — кредиторы предписывают всевозможные непопулярные реформы в энергетической отрасли страны. К тому же технические возможности прокачки по реверсу заявленных объемов газа в республику не позволяют говорить о реализации даже «сдержанного» плана по наполнению ПХГ — наверняка потребуется покупать газ у «Газпрома» на условиях предоплаты. Даже бравада Киева о наращивании импорта из Словакии с 23 июля более чем на 20% никак не устранит в полной мере дефицита топлива в «подземках». Время потеряно, и форсировать режим заполнения газохранилищ теперь имеет резон только с синхронными прямыми закупками газа у России.

В концептуальном смысле становится очевидней, что потребуется новый «зимний пакет» с Россией по алгоритму прошлого осенне-зимнего сезона. Тогда при посредничестве Еврокомиссии Москва и Киев оформляли юридически обязывающий протокол, в котором прописывались гарантии надежности транзита газа в зимний период, а Брюссель обеспечивал организацию привлечения целевого финансирования «Нафтогаза» со стороны международных финансовых институтов.

Однако сегодня до реальных подвижек в этом поле далеко, а статус зыбких предпосылок к возобновлению газовой кооперации Москвы и Киева явно нервирует европейцев — им важно не замерзнуть предстоящей зимой, отсюда и призывы к «Газпрому» и «Нафтогазу» скорее сесть за стол переговоров.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управлени ФНЭБ

Источник: Известия, 26.7.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики