Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев ставит на мягкую зиму

Киев ставит на мягкую зиму

Аналитик Александр Пасечник — о перспективах возобновления закупок российского газа украинским «Нафтогазом»

Лето сейчас в разгаре, но не за горами осень. Эта философская теза о скорой смене сезонов все глубже осознается и понимается в Еврокомиссии. Причина этих «брюссельских озарений» — в слабой динамике заполнения украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) и как следствие — угрозе транзитных сбоев в части прокачки российского газа в Европу.

Так, 19 июля вице-президент Еврокомиссии (ЕК) по энергосоюзу Марош Шефчович призвал Россию и Украину договориться о поставках газа. Об этом сообщили в пресс-службе еврорегулятора по итогам встречи комиссара с премьером Украины Владимиром Гройсманом в Брюсселе.

Тревоги европейцев небезосновательны, так как «Нафтогаз Украины» публично уведомил, что во II квартале не осуществлял импорт природного газа в страну. Возобновились же закупки голубого топлива у европейских поставщиков только в июле. План по закачке на период — почти 4 млрд кубометров. При этом глава «Укртрансгаза» Игорь Прокопив допускает, что закачка газа в подземные хранилища может продолжиться и в октябре. «Если будет теплый октябрь, то максимально закачивать будем и в октябре, чтобы смогла выйти «подушка» около 15 млрд кубометров», — сказал он. На конец второй декады июля, по данным украинской стороны, в республиканских газохранилищах накоплено чуть более 10 млрд кубометров газа.

Здесь выглядит весьма странным, что Киев отдаляет крайнюю дату по закачке топлива, уповая на «мягкость» октября, в то время как восстановление запасов в «подземках» можно было планомерно начать осуществлять еще в апреле. Объяснить предшествующий июлю трехмесячный «анабиоз» в импорте газа возможно разве что острой нехваткой финансовых средств и переговорными сложностями властей страны с внешними кредиторами.

К тому же озвученного «Укртрансгазом» объема резервов голубого топлива (в 14–15 млрд кубометров) будет явно недостаточно для холодной зимы, не говоря уже об аномально суровой, которая вполне может случиться. Два последних отопительных сезона Украине попросту везло с погодой. Оптимальная же расчетная планка в 19 млрд кубометров позволяет полностью застраховать от климатических рисков транзит российского газа в Европу. Так считают в Минэнерго России и «Газпроме».

Тем временем в Киеве заявили, что услышали призыв энергокомиссара, официально прореагировав на его «попечительский» посыл. ««Нафтогаз Украины» подтверждает свою готовность возобновить трехсторонние переговоры с «Газпромом» для обсуждения сроков поставок российского газа, как это предложил вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович», — сказано в сообщении.

Но надо понимать, что у Украины нет средств для закупок необходимых объемов углеводородного сырья, а европейские и международные фонды (ЕБРР, Всемирный банк) со все большей неохотой выделяют целевые газовые кредиты, которые зачастую носят «связанный» характер — кредиторы предписывают всевозможные непопулярные реформы в энергетической отрасли страны. К тому же технические возможности прокачки по реверсу заявленных объемов газа в республику не позволяют говорить о реализации даже «сдержанного» плана по наполнению ПХГ — наверняка потребуется покупать газ у «Газпрома» на условиях предоплаты. Даже бравада Киева о наращивании импорта из Словакии с 23 июля более чем на 20% никак не устранит в полной мере дефицита топлива в «подземках». Время потеряно, и форсировать режим заполнения газохранилищ теперь имеет резон только с синхронными прямыми закупками газа у России.

В концептуальном смысле становится очевидней, что потребуется новый «зимний пакет» с Россией по алгоритму прошлого осенне-зимнего сезона. Тогда при посредничестве Еврокомиссии Москва и Киев оформляли юридически обязывающий протокол, в котором прописывались гарантии надежности транзита газа в зимний период, а Брюссель обеспечивал организацию привлечения целевого финансирования «Нафтогаза» со стороны международных финансовых институтов.

Однако сегодня до реальных подвижек в этом поле далеко, а статус зыбких предпосылок к возобновлению газовой кооперации Москвы и Киева явно нервирует европейцев — им важно не замерзнуть предстоящей зимой, отсюда и призывы к «Газпрому» и «Нафтогазу» скорее сесть за стол переговоров.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управлени ФНЭБ

Источник: Известия, 26.7.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики