Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецким потоком» по украинскому транзиту

«Турецким потоком» по украинскому транзиту

Потери Украины из-за газопровода «Турецкий поток» по дну Черного моря составят ежегодно от $ 300−450 млн. Столько сегодня Киев получает от «Газпрома» за транзит газа только для Турции. В последние годы его объемы составляли 10−15 млрд. кубометров. Если же «Турецкий поток» построят в полную мощность, то потери Киева увеличатся вдвое. И это будет только часть проблем, с которыми столкнутся украинские власти, если черноморский газопровод все-таки возведут.

В последние дни перспективы возобновления проекта стали как никогда реальными. Анкара заявила, что заинтересована в строительстве «Турецкого потока». Вопрос только в том, в каком виде. Если будет построена одна нитка мощностью 15 млрд. кубометров, то она удовлетворит только потребности Турции, которая получает сейчас этот объем газа через Украину. Остальная часть идет по черноморскому «Голубому потоку». Если утвердят две, то Москва станет ближе к тому, чтобы создать южный газовый маршрут в Европу.

Пока Анкара официально заявила о том, что согласна на первый вариант. Об этом сообщил министр экономики Турции Нихат Зейбекчи. «Не стоит вопрос о том, будут реализовываться проекты („Турецкий поток“ и скидка для государственной нефтегазовой компании Botas — прим. ТАСС) или нет. Есть политические решения урегулировать вопрос о дальнейшей реализации проекта», — отметил министр, сообщает агентство ТАСС.

«Все проекты „Газпрома“ по северному и южному направлениям ставили перед собой достижение одной стратегической цели — создать альтернативные пути доставки газа в Европу в обход Украины, — говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Логика понятна: чтобы не было снова ситуации, когда нам выкручивают руки и мы можем не выполнить свои обязательства перед европейскими партнерами. Если взять недозагруженные мощности „Северного потока“ и потенциал второй очереди, то этих объемов уже вполне достаточно, чтобы прекратить транзит через Украину. Однако нам необходимо южное крыло, чтобы запитывать Турцию, Балканы, Грецию и Италию. Даже в усеченном виде с одной ниткой „Турецкий поток“ снизит поставки через Украину на 10−15 млрд. кубометров. При полном варианте в две — более чем на 30. Именно столько Украина потеряет в транзите и, соответственно, в доходах».

В прошлом году транзит российского газа через Украину составил 64 млрд. кубометров. Это в полтора раза меньше, чем еще в 2010 году, когда не был введен в строй «Северный поток», и у Киева была возможность решить проблему стратегически.

«И Украина могла в свое время пойти по пути Белоруссии и продать свою газотранспортную систему, — считает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. — Потеряла бы страна независимость? Как показывает опыт Минска, нет. Кроме того, Белоруссия получает самый дешевый газ. В Украине же уже европейские цены и постоянные проблемы».

С «Турецким потоком» Украина может потерять и половину оставшегося транзита, что сулит внутренние проблемы.

«Для Киева неприятные последствия может иметь даже строительство 1-й ветки трубопровода, которое способно полностью лишить Украину 14−15 млрд. кубометров транзита российского газа, предназначенного турецким потребителям, — считает сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Вследствие падения объемов транзита Украина будет вынуждена повысить стоимость транспортировки внутри страны, что приведет к дальнейшему росту тарифов на газ для населения и промышленности. Также нужно будет пересматривать схему работы газотранспортной системы (сейчас она работает с востока на запад). Возможно, придется даже выводить из эксплуатации отдельные участки трубопроводной системы. Напомню, что по оценкам экс-премьера Украины Николай Азарова, сделанным еще в 2013 году, при объемах транзита около 30 млрд. кубометров „Укртрансгазу“ придется вывести из эксплуатации ряд магистральных трубопроводов».

Украинский эксперт считает, что в сложившейся ситуации Киеву остается надеяться на то, что камнем преткновения в реализации проекта «Турецкий поток» станет стремление «Газпрома» построить не одну, а больше ниток.

«В противном случае, экономика проекта может быть под вопросом, — считает Дмитрий Марунич. — Как видим, Турция, как и ранее, пока готова к обсуждению строительства только одной ветки трубопровода. Также необходимо понимать, что на фоне активно лоббируемого в ЕС проекта „Северный поток-2“ актуальность южного маршрута в обход Украины для Москвы несколько снизилась. И это также может давать повод для сдержанного оптимизма в стране, которая рискует понести наибольший урон от строительства газопровода по дну Черного моря».

«Сейчас, я думаю, главный вопрос по „Турецкому потоку“ состоит в том, сколько будет построено ниток, — соглашается с украинским экспертом Игорь Юшков. — Безусловно, самим туркам нужна одна, по которой они будут получать весь свой газ в обход Украины. Однако, думаю, для „Газпрома“ проект в таком виде нерентабелен (по некоторым данным, его стоимость оценивают в сумму до 1 млрд евро). Компании необходима вторая нитка для поставок газа в Европу. Но тут возникают те же проблемы, что и с „Южным потоком“. Вашингтон и Брюссель против».

В этой ситуации, по мнению ведущего аналитика ФНЭБ, большую роль может сыграть позиция Турции. «Она может стать неким лоббистом проекта в Европе, чтобы российский газ получил бы такие же права, как и азербайджанский, который пойдет по „Южному газовому коридору“. Чтобы в ЕС не делали разницы между поставками 10 млрд. каспийского и 15 млрд. российского газа, — говорит Игорь Юшков. — Многое, однако, будет зависеть уже от позиции Турции и того, как восстановились наши отношения и пройдет встреча двух президентов в августе».

Препятствием для строительства второй нитки «Турецкого потока», правда, могут стать и ухудшившиеся отношения Анкары с Брюсселем. И это может оказаться большей проблемой, чем договоренности Турции и России.

«Анкаре важно улучшить отношения с Россией и показать Западу, что у нее есть альтернативные партнеры», — заметил «Коммерсанту» директор турецкого Института энергетических рынков и политики Волкан Оздемир. По его мнению, «Газпром» сумеет добиться прокладки двух ниток «Турецкого потока», а центральной проблемой переговоров будет спор о ценах на газ для Турции.

Интересы Украины, о которой Анкара еще недавно говорила, как о стратегическом партнере, очевидно, при этом рассматриваться не будут. С одной стороны, турки уже напрямую заявили, что в Украине действуют гюленисты и их образовательные центры. С другой — Анкара открыто игнорирует экономические запросы Киева. Например, замминистра инфраструктуры Украины Юрий Лавренюк заявил, что по итогам заседания украинско-турецкой комиссии по вопросам автоперевозок турецкая сторона отказывается от украинских предложений.

«Предложения украинской стороны о либерализации автомобильных перевозок, в продолжение темы встречи президентов Украины и Турции о зоне свободной торговли, были категорически отклонены. Любые варианты увеличения количества грузовых автомобильных перевозок из Украины в Турцию, на общем фоне увеличения товарооборота, турецкая сторона отвергает», — пожаловался замминистра инфраструктуры Украины.

Источник: EADaily, 27.07.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики