Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Братья поневоле: Как Украина помогла России с «Турецким потоком»

Братья поневоле: Как Украина помогла России с «Турецким потоком»

Сама того не желая, Украина сделала Турцию сговорчивее в переговорах с Россией относительно "Турецкого потока". Консультации Москвы и Анкары, прошедшие в начале недели в столице РФ, существенно продвинули реализацию до сих пор замороженного проекта. Насколько далеко и причём здесь Украина — в материале Лайфа.

Помогли по-братски... поневоле

По словам министра энергетики РФ Александра Новака, речь идёт о консультациях по поводу строительства двух ниток. Причём вторая будет предназначена для потребителей из стран юга Европы (Италия, Португалия, Испания и другие).

Если верить главе Минэнерго, причиной появившегося интереса к проекту стала стоимость газа. Дело в том, что сейчас голубое топливо в Турцию поставляется через Украину, а также напрямую через Черное море по газопроводу "Голубой поток" (11 млрд куб. м. прокачки за 2015 год, примерно 56% от всего потребляемого Турцией газа). Занимающийся транзитом "Укртрансгаз" уже полгода пытается принудить "Газпром" платить больше за прокачку, аргументируя такую необходимость модернизацией своей ГТС. 

"Конечно, если стоимость транзита будет выше, как заявляют наши украинские коллеги, это скажется на стоимости транспортировки и конечной цены газа для потребителей Турции. Анкара заинтересована в том, чтобы газ поступал напрямую, минуя другие транзитные страны. В рамках этого в "Турецком потоке" предусмотрена одна нитка — для потребителей турецких. Нитка — 15,75 миллиарда кубометров газа" — Александр Новак, министр энергетики РФ 

Официальная Анкара подтверждает интерес к возобновлению переговоров по трубе. После встречи турецкая сторона сообщила, что устранила все законодательные препятствия для строительства "Турецкого потока", хотя окончательное решение по проекту, всё же, будет принято в августе на встрече глав двух государств в Санкт-Петербурге.

Интерес "Газпрома"

Строительство именно двух ниток принципиально для "Газпрома", говорили ранее источники в компании. Прокладка всего одной нитки убыточна и не окупит всех вложений. Изначально "Турецкий поток" вовсе проектировался под четыре трубы, каждая пропускной способностью по 15 млрд куб. м в год, но расширение "Северного потока" дало "Газпрому" возможность поумерить свои аппетиты.

К тому же, именно две нитки (по 15 млрд куб.м. каждая) окупят уже состоявшиеся вложения в расширение Южного газового коридора, которое затеял "Газпром" ещё для строительства отменённого в конце 2014 года "Южного потока", замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По данным "Газпрома", в расширение коридора монополия уже вложила без малого 400 млрд рублей.

— Если бы Турция не согласилась играть роль экспортёра и согласилась бы только на одну ветку для своих нужд, то смысла прокладывать ради неё ещё одну трубу в толще Чёрного моря не было бы, — рассуждает эксперт. — Легче было бы тогда расширить "Голубой поток" [уже проложенный трубопровод через Чёрное море в Турцию]. 

У Турции тоже есть интерес к расширению проекта, как минимум до двух ниток. 

Во-первых, новый трубопровод автоматически предполагает новые скидки для турецких потребителей, говорит Юшков. Прошлым летом турецкие власти оценивали выгоду от скидок минимум в $1 млрд. Между "Газпромом" и турецкой государственной компанией Botas уже есть пока незакрепленные на бумаге договорённости о скидке в 10,25%.

Во-вторых, за транспортировку газа в ЕС Анкара будет получать неплохие транзитные отчисления. Труба лежит — деньги капают, зачем от этого отказываться, говорит Юшков.

Впрочем, до реализации проекта всё же далеко, считают опрошенные Лайфом эксперты.

Не всё так просто

Самым главным вопросом остаётся согласование проекта с Еврокомиссией. Именно в эту правовую ловушку полтора года назад попал "Газпром", когда Болгария отказалась реализовывать "Южный поток" из-за несогласия ЕС. После инцидента с СУ-24, сбитым турецкими ВВС в середине декабря 2015 года, президент РФ Владимир Путин чётко сформулировал требования российской стороны: необходимо, чтобы "нам Еврокомиссия предоставила письменные гарантии, что все маршруты, в том числе возможный маршрут через Турцию в Европу, не только реализуемы, но и являются приоритетными, и Еврокомиссия будет их поддерживать." 

"Если турецкие партнёры "Газпрома" принесут такую бумагу из Брюсселя, мы будем двигаться дальше, но пока, к сожалению, этого не видно" — Владимир Путин, президент РФ 

Кроме того, были вопросы и к маршруту трубопровода, зимой говорили "Известиям" источники в турецком правительстве — "Газпром" хотел разделить риски по морской части проекта с компанией Botas. 

Помимо прочего, никто не отменял второго проекта экспортного трубопровода, конкурирующего с российским на рынке ЕС, — азербайджанского TAP. Пока Европа делает ставку именно на него. Не зря Баку были сделаны преференции в виде исключения из Третьего энергопакета (по нему одна компания не может быть одновременно и поставщиком, и оператором трубы). А вот аналогичный по параметрам и назначению "Турецкий поток" такие исключения получить не может, замечает Юшков из ФНЭБ.

В Европе надеются, что поставки с месторождения Шах-Дениз начнутся в 2020 году, но в последнее время у проекта начались проблемы с финансированием, власти ведут переговоры с международными финансовыми институтами о получении кредитов и гарантий на $5 млрд для финансирования своей доли в проекте.

— Двоим поставщикам на рынке ЕС будет тесно — дешёвый уголь и возрастающая доля альтернативных источников энергии постепенно снижают потребление газа, — отметил глава экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — В своём решении Турция будет исходить не только из размера получаемых платежей за транспортировку газа, но и, в большей степени, из стоимости газа для своих нужд.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 01.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики