Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Братья поневоле: Как Украина помогла России с «Турецким потоком»

Братья поневоле: Как Украина помогла России с «Турецким потоком»

Сама того не желая, Украина сделала Турцию сговорчивее в переговорах с Россией относительно "Турецкого потока". Консультации Москвы и Анкары, прошедшие в начале недели в столице РФ, существенно продвинули реализацию до сих пор замороженного проекта. Насколько далеко и причём здесь Украина — в материале Лайфа.

Помогли по-братски... поневоле

По словам министра энергетики РФ Александра Новака, речь идёт о консультациях по поводу строительства двух ниток. Причём вторая будет предназначена для потребителей из стран юга Европы (Италия, Португалия, Испания и другие).

Если верить главе Минэнерго, причиной появившегося интереса к проекту стала стоимость газа. Дело в том, что сейчас голубое топливо в Турцию поставляется через Украину, а также напрямую через Черное море по газопроводу "Голубой поток" (11 млрд куб. м. прокачки за 2015 год, примерно 56% от всего потребляемого Турцией газа). Занимающийся транзитом "Укртрансгаз" уже полгода пытается принудить "Газпром" платить больше за прокачку, аргументируя такую необходимость модернизацией своей ГТС. 

"Конечно, если стоимость транзита будет выше, как заявляют наши украинские коллеги, это скажется на стоимости транспортировки и конечной цены газа для потребителей Турции. Анкара заинтересована в том, чтобы газ поступал напрямую, минуя другие транзитные страны. В рамках этого в "Турецком потоке" предусмотрена одна нитка — для потребителей турецких. Нитка — 15,75 миллиарда кубометров газа" — Александр Новак, министр энергетики РФ 

Официальная Анкара подтверждает интерес к возобновлению переговоров по трубе. После встречи турецкая сторона сообщила, что устранила все законодательные препятствия для строительства "Турецкого потока", хотя окончательное решение по проекту, всё же, будет принято в августе на встрече глав двух государств в Санкт-Петербурге.

Интерес "Газпрома"

Строительство именно двух ниток принципиально для "Газпрома", говорили ранее источники в компании. Прокладка всего одной нитки убыточна и не окупит всех вложений. Изначально "Турецкий поток" вовсе проектировался под четыре трубы, каждая пропускной способностью по 15 млрд куб. м в год, но расширение "Северного потока" дало "Газпрому" возможность поумерить свои аппетиты.

К тому же, именно две нитки (по 15 млрд куб.м. каждая) окупят уже состоявшиеся вложения в расширение Южного газового коридора, которое затеял "Газпром" ещё для строительства отменённого в конце 2014 года "Южного потока", замечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По данным "Газпрома", в расширение коридора монополия уже вложила без малого 400 млрд рублей.

— Если бы Турция не согласилась играть роль экспортёра и согласилась бы только на одну ветку для своих нужд, то смысла прокладывать ради неё ещё одну трубу в толще Чёрного моря не было бы, — рассуждает эксперт. — Легче было бы тогда расширить "Голубой поток" [уже проложенный трубопровод через Чёрное море в Турцию]. 

У Турции тоже есть интерес к расширению проекта, как минимум до двух ниток. 

Во-первых, новый трубопровод автоматически предполагает новые скидки для турецких потребителей, говорит Юшков. Прошлым летом турецкие власти оценивали выгоду от скидок минимум в $1 млрд. Между "Газпромом" и турецкой государственной компанией Botas уже есть пока незакрепленные на бумаге договорённости о скидке в 10,25%.

Во-вторых, за транспортировку газа в ЕС Анкара будет получать неплохие транзитные отчисления. Труба лежит — деньги капают, зачем от этого отказываться, говорит Юшков.

Впрочем, до реализации проекта всё же далеко, считают опрошенные Лайфом эксперты.

Не всё так просто

Самым главным вопросом остаётся согласование проекта с Еврокомиссией. Именно в эту правовую ловушку полтора года назад попал "Газпром", когда Болгария отказалась реализовывать "Южный поток" из-за несогласия ЕС. После инцидента с СУ-24, сбитым турецкими ВВС в середине декабря 2015 года, президент РФ Владимир Путин чётко сформулировал требования российской стороны: необходимо, чтобы "нам Еврокомиссия предоставила письменные гарантии, что все маршруты, в том числе возможный маршрут через Турцию в Европу, не только реализуемы, но и являются приоритетными, и Еврокомиссия будет их поддерживать." 

"Если турецкие партнёры "Газпрома" принесут такую бумагу из Брюсселя, мы будем двигаться дальше, но пока, к сожалению, этого не видно" — Владимир Путин, президент РФ 

Кроме того, были вопросы и к маршруту трубопровода, зимой говорили "Известиям" источники в турецком правительстве — "Газпром" хотел разделить риски по морской части проекта с компанией Botas. 

Помимо прочего, никто не отменял второго проекта экспортного трубопровода, конкурирующего с российским на рынке ЕС, — азербайджанского TAP. Пока Европа делает ставку именно на него. Не зря Баку были сделаны преференции в виде исключения из Третьего энергопакета (по нему одна компания не может быть одновременно и поставщиком, и оператором трубы). А вот аналогичный по параметрам и назначению "Турецкий поток" такие исключения получить не может, замечает Юшков из ФНЭБ.

В Европе надеются, что поставки с месторождения Шах-Дениз начнутся в 2020 году, но в последнее время у проекта начались проблемы с финансированием, власти ведут переговоры с международными финансовыми институтами о получении кредитов и гарантий на $5 млрд для финансирования своей доли в проекте.

— Двоим поставщикам на рынке ЕС будет тесно — дешёвый уголь и возрастающая доля альтернативных источников энергии постепенно снижают потребление газа, — отметил глава экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — В своём решении Турция будет исходить не только из размера получаемых платежей за транспортировку газа, но и, в большей степени, из стоимости газа для своих нужд.

Автор: Арсений Погосян

Источник: Life.Ru, 01.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики