Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Турецкий поток» нужен Европе — эксперты

«Турецкий поток» нужен Европе — эксперты

Возобновление проекта «Турецкий поток» беспокоит не страны Евросоюза, а именно Еврокомиссию, поскольку как раз странам ЕС этот газопровод будет весьма полезен, заявили в беседе с корреспондентами «Вестника Кавказа» эксперты Игорь Юшков и Сергей Марков.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков подчеркнул, что «Турецкий поток» будет выгоден не только странам Южной Европы, но и крупным потребителям ЕС, которые нуждаются в диверсификации маршрутов доставки газа.

«Палки в колеса вставляют в основном именно Брюссель и страны Восточной Европы, потому что в случае отказа от транзита через Украину российского газа, они тоже потеряют часть прибыли от транзитных ставок. Поэтому они также всячески торпедируют и „Северный поток-2“, и „Южный поток“, и „Турецкий поток“, детали для них не имеют значения, главное, чтобы сохранился статус-кво», — пояснил он.

По словам эксперта, через Украину в 2015 году было прокачано порядка 67 млрд кубометров газа. «И это только транзитные объемы. Все они, насколько я знаю, дальше идут по восточноевропейским странам, и мы платим за транзит. Соответственно, если все эти объемы перейдут на „Турецкий поток“ или на „Северный поток-2“, страны Восточной Европы лишатся прибыли, а основную маржу получат страны-участницы, которые войдут в капитал компании-оператора „Турецкого потока“. Основными транзитерами станут Турция и Греция», — поведал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

Набор мер, которые недовольные «Турецким потоком» могут предпринять против этого проекта, аналогичен тем действиям, которые помешали в свое время «Южному потоку», уточнил Юшков. «Это, во-первых, давление на страны, по территории которых предполагается пустить этот газопровод. В случае с «Турецким потоком» это будет даже не сама Турция, а члены Евросоюза, которые находятся дальше по течению «Турецкого потока», то есть прежде всего Греция. На нее будет оказываться колоссальное давление в том, что касается ее долговых программ и программ кредитования во всех международных организациях. «Мы не даем вам кредитов, мы будем требовать досрочного погашения, вам не будет никакой финансовой помощи», — привел примеры эксперт.

Кроме того, стремление Вашингтона и Брюсселя оставить в силе транзит через Украину связано с надеждами Евросоюза и США на то, что в случае подписания нового долгосрочного соглашения о транзите российского газа в Европу через Украину они купят доли в газотранспортной системе и будут сами получать прибыли наряду с Киевом. «Кроме того, они продолжат подпитывать деньгами саму Украину, что для них выгодно, потому что иначе Киев будет требовать эти деньги в качестве кредитов или какой-то безвозмездной помощи, а так можно фактически дать деньги не из своего, а из российского кармана», — заявил он.

При этом Юшков обратил внимание, что тревога по поводу «Турецкого потока» имеет прежде всего политический подтекст. «США открыто говорят, что их беспокоит реализация „Северного потока-2“, потому что он поставит Запад в большую зависимость от российского газа. Но если мы собираемся передавать имеющиеся объемы, которые уже сейчас поставляются в Европу, просто по другому маршруту, как это может увеличить зависимость Европы от России? Поэтому это, конечно, политический момент», — отметил эксперт.

«Не то чтобы Америка хотела поставлять свой газ, если они и пойдут на это, то будут реализовывать небольшие объемы. Скорее, США просто хотят, чтобы в Европе газ был довольно дорогой, а для этого надо строить всяческие препоны для надежности газоснабжения Европы. Ведь дорогой газ повлечет за собой дорогое электричество и, следовательно, дорогие товары. А американцы как раз стремятся, чтобы европейцы не конкурировали на мировых рынках со своими товарами. В Америке же благодаря сланцевым разработкам — дешевый газ, а соответственно дешевое электричество и дешевые товары», — уточнил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.

«Основная программа Барака Обамы была новая индустриализация США. Поэтому они и подписывают с Азией эти транстихоокеанские партнерские программы, и договариваются о партнерстве с Европой, чтобы не было торговых барьеров и можно было свои дешевые товары свободно поставлять на все эти рынки», — пояснил Игорь Юшков.

Директор Института политических исследований Сергей Марков также подчеркнул, что беспокойство по поводу «Турецкого потока» выражает не Евросоюз в целом, а именно Еврокомиссия, «и это большая разница». «Речь идет о той самой евробюрократии. Многие страны ЕС, напротив, весьма довольны открывающимися возможностями», — поведал политолог.

Эксперт отметил, что у Еврокомиссии едва ли получится наложить какие-либо ограничения на проект. «Здесь возможности Еврокомиссии довольно ограничены. Дело в том, что технологически „Турецкий поток“ выстроен очень грамотно», — пояснил он.

«По Черному морю идет дорога на турецкую территорию, а Турция имеет право потреблять газ. После этого газопровод идет к границе с Грецией, и если Греция хочет, она может его перебросить к себе, при этом Афины занимают довольно независимую политическую позицию. Там очень серьезные возможности. Дальше — Болгария, которой запретили вести его через свою территорию. Она согласилась, но здесь может быть задействована уже существующая инфраструктура. И потом Венгрия и Австрия, которые тоже демонстрируют независимую позицию. Поэтому я думаю, что технологические возможности построить этот газопровод весьма высоки», — резюмировал Сергей Марков.

Источник: Вестник России, 02.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».
Фискальная политика в нефтегазовом секторе: жизнь в режиме Википедии
Налоговая система в нефтегазовом комплексе продолжает испытывать радикальные изменения. 2019 год начинался с введения нового налогового режима – налога на дополнительный доход. Этот эксперимент должен был начать перевод нефтяной индустрии на новаторский принцип налогообложения: с прибыли, а не с выручки. Казалось бы, найдена новая магистральная дорога. Однако уже в 2019 году Минфин начал откровенное наступление на НДД. Страх выпадения доходов из бюджета здесь и сейчас гораздо сильнее угрозы обвалить нефтедобычу в среднесрочной перспективе из-за нестимулирюущей инвестиции налоговой системы. Минфину гораздо симпатичнее ускорение налогового маневра, которое приносит в бюджет дополнительные деньги. Нефтегазовые компании отвечают на это частным лоббизмом – попыткой пробить для своих проектов особые условия.
Украинский газовый узел – развязка близка
Меньше месяца остается до «часа X»: в 10 утра 1 января завершают свои действия договоры на транзит газа через Украину, а также на поставку российского газа в эту страну. Российско-украинские переговоры держат в напряжении весь европейский газовый бизнес. Все ждут новой «газовой войны». Есть ли еще шанс договориться? А если нет – справится ли «Газпром» со своими обязательствами по доставке газа в Европу? Блефует ли Россия, уверяя, что новая инфраструктура и газ в подземных хранилищах позволят ей обходиться без украинского транзита уже в ближайшую зиму? И что произойдет в начале 2020 года с самой Украиной? На эти вопросы мы пытаемся ответить в нашем новом докладе.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики