Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергия-ничто, голоса-все: «опасная» АЭС поддержит накал страстей в Литве

Энергия-ничто, голоса-все: «опасная» АЭС поддержит накал страстей в Литве

В середине июля 2016 года на строительной площадке Белорусской АЭС произошел инцидент, который не нанес ущерба оборудованию реактора, но встревожил Литву. Теперь литовская сторона заявляет о том, что Белоруссия не придерживается международных требований в сфере безопасности ядерной энергетики.
 
В свою очередь, Президент Белоруссии предложил от претензий перейти к сотрудничеству в энергетической сфере. “Давайте будем вместе думать, как эксплуатировать эту станцию”, - предложил президент Белоруссии
 
“Литва сама отказалась от собственного ядерного проекта, закрыв Игналинскую АЭС, - прокомментировал ФБА “Экономика сегодня” политолог Игорь Павловский. - Имея 88 % в энергетическом балансе именно ядерную энергетику, будучи страной поставщиком электроэнергии, Литва стала страной, которая импортирует электроэнергию, причем импортировать стала дороже. Она поучает электроэнергию только из Белоруссии и России.
 
После закрытия АЭС Литва пыталась реализовать свой ядерный проект. Проект провалился. На этом фоне в Белоруссии успешно строится ядерная станция. Электорату Литвы нужно объяснять почему у Литвы не получилось, а у Белоруссии получается, поэтому истерия по поводу этого проекта будет всегда.
 
К безопасности АЭС в Белоруссии не может быть никаких претензий. Глава МАГАТЭ лично был на этой стройке и лично заявил, что станция соответствует самым высоким современным требованиям безопасности атомных станций. Тем не менее, литовские политики продолжают обсуждать безопасность АЭС. Значит вопрос не в безопасности, а вопрос лежит в политической плоскости и будет подниматься всегда.
 
Когда литовские политики говорят, что станция небезопасна они забывают, что в Европе не менее 7 реакторов строятся именно по этому проекту”.
 
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник отметил, что мощности АЭС позволяют поставлять электроэнергию и в прибалтийские страны, тем более, что Белоруссия в этом заинтересована.
 
“Литва всегда политизирует все энергетические проекты. Со стороны стран Балтии довольно часто можно слышать антироссийскую риторику, поскольку прибалтийские политики придерживаются проамериканских взглядов. Все российские проекты будь то нефтяные, газовые и атомные стараются представить, как угрожающие экологической безопасности или  нарушающие конкуренцию на рынке энергоносителей.
 
Сами страны Балтии испытывают энергодефецит и вынуждены закупать электроэнергию".
 
По данным 2014 года, Литва импортировала 72% электроэнергии. Основными поставщиками являются: Россия, Белоруссия, Эстония, Латвия и страны Северной Европы.
 
В 2013 году операторы энергосистем стран Балтии  подписали соглашение о формировании общего рынка. Согласно этому соглашению, преимущество в поставках электроэнергии отдавалось странам ЕС. В итоге отказа от прямых закупок более дешевых закупок электроэнергии из России, цены на электроэнергию в Литве значительно выросли.
 
По данным Eurostat за октябрь 2015 года цена для конечного потребителя в Литве составляет 13,3 евроцента за кВт. Стоимость производства электроэнергии в Литве 5 евроцентов за кВт-час. Белорусская сторона предложила  поставлять электроэнергию по ”приемлемым ценам”.
 
Александр Пасечник отметил, что всегда идут какие-то “подковерные” торги. Проект будет реализован не скоро и времени для маневров у литовской сторон много, однако это не помешает реализации проекта.
 
“Внешних препятствий для реализации проекта нет. Это исключительно российско-белорусский проект и все внешние панические настроения большого влияния оказать не могут”.
 
Напомним, что проект первой атомной станции в Белоруссии не далеко от города Островец реализуется при участии российских специалистов. Суммарная мощность двух энергоблоков будет достигать 2,4 тысяч МВт. Строительство началось в 2011 году. Согласно планам, первый блок должен быть введен в 2018 году, второй – 2020 году. 
 
Автор: Яна Бондарева
 
Источник: Экономика сегодня, 04.08.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики