Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия играет на потоках

Россия играет на потоках

Европа разрешит «Южный поток», чтобы не допустить Турцию к транзиту

Болгария заявляет о возобновлении работы по проекту газовой трубы «Южный поток». В российском Минэнерго этого пока не подтверждают. Перезапуск проекта может быть связан со смягчением позиции Еврокомиссии — Брюссель не хочет, чтобы Турция стала транзитером российского газа через «Турецкий поток».

Газопроводный проект «Южный поток» опять собираются возрождать. Как пишет Bloomberg со ссылкой на болгарского премьер-министра Бойко Борисова, Москва и София уже договорились о создании рабочих групп, которые займутся вопросом восстановления российско-болгарских энергетических проектов, в частности «Южного потока» и АЭС «Белене».

Заявление Борисова было сделано после того, как в прошлую пятницу он обсудил по телефону энергетические проекты с президентом России Владимиром Путиным.

В российском Министерстве энергетики «Газете.Ru» сказали, что официального предложения от болгарской стороны по поводу создания рабочих групп не поступало. Связаться с представителем «Газпрома» не удалось. 

«Южный поток» — проект газопровода мощностью 63 млрд кубометров в год, инициированный «Газпромом». Труба должна была быть проложена по дну Черного моря от Анапы до болгарской Варны, а затем по суше до австрийского Баумгартена, где находится газовый хаб. Ввод «Южного потока» позволил бы снизить транзитные риски при поставках российского газа в Европу, которые возникают при транспортировке газа через территорию Украины. «Газпрому» в проекте первоначально принадлежало 50%, 20% получила итальянская Eni, по 15% — французская Electricite de France (EDF) и германская Wintershall. Позднее иностранные партнеры вышли из проекта. Его стоимость неоднократно увеличивалась: по оценкам, которые давал «Газпром» в октябре 2014 года, затраты составили бы €23,5 млрд (сначала было €16 млрд).

Но уже в начале декабря 2014 года Россия из-за претензий Еврокомиссии отказалась от проекта, решив заменить его альтернативной трубой через Турцию («Турецкий поток»). При этом, по некоторым оценкам, в «Южный поток» в общей сложности было вложено около $16-17 млрд.

В эту сумму входит и собственно стоимость труб (они до сих пор хранятся в Болгарии), и стоимость их хранения, и затраты на «Южный коридор» (сеть газопроводов по территории России, необходимых для дальнейших поставок по «Южному потоку»), и аренда судна итальянской Saipem, которая должна была прокладывать трубы в Черном море.

Еврокомиссия (ЕК) тормозила реализацию проекта из-за того, что газопровод, по мнению Брюсселя, не соответствует Третьему энергетическому пакету Евросоюза, который, в частности, запрещает поставки и транспортировку газа одной и той же компанией. Россия неоднократно просила вывести «Южный поток» из-под действия Третьего энергопакета, однако ЕК в этом вопросе навстречу не пошла.

При этом Трансадриатический газопровод (TAP), по которому в Европу должен поступать азербайджанский газ, у Брюсселя протестов не вызывает, хотя принципиально от «Южного потока» ничем не отличается, но к нему нормы Третьего энергопакета решили не применять.

Россия ранее делала диаметрально противоположные заявления по поводу «Южного потока».

Например, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песковв марте говорил, что такого проекта «не существует, он закрыт», отмечая, что от проекта Россия отказалась именно в связи с позицией Еврокомиссии. А глава Минэнерго Александр Новак в конце июня заявил, что Россия готова вернуться к проекту — при условии, что Болгария и Еврокомиссия официально подтвердят заинтересованность в нем и дадут гарантии, что строительство трубы и создание капиталоемкой инфраструктуры будут востребованы. СМИ со ссылкой на источники в болгарском правительстве еще в начале года сообщали, что Россия «в ближайшее время возобновит работы по «Южному потоку».

Если не брать «Южный поток», у России сейчас еще как минимум два крупных газопроводных проекта: «Турецкий поток» мощностью в 63 млрд кубометров и «Северный поток-2» (55 млрд кубов).

Правда, по «Турецкому потоку», как говорил на прошлой неделе Новак, переговоры ведутся лишь о двух нитках вместо изначально запланированных четырех, так что мощность его может быть снижена вдвое. При этом около 14 млрд кубометров должно пойти на нужды самой Турции (предполагается, что эти объемы заменят выпадающий украинский транзит, так как Россия не намерена продлевать транзитное соглашение с Украиной, которое истекает с началом 2020 года).

Замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач говорит, что Европа, мягко говоря, не горит желанием видеть Турцию в качестве транзитной страны. Именно с этим связано смягчение позиции ЕК в отношении «Южного потока». Речь идет о письме председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера Бойко Борисову, в котором говорится о том, что к проекту газораспределительного хаба «Балкан», который сейчас пытается реализовать Европа, могла бы подключиться и новая сеть по поставке газа из России «способом, полностью соответствующим правилам Евросоюза».

По мнению Гривача, имеется в виду именно «Южный поток». «Однако с Турцией коммерческие переговоры вести легче, так как она, в отличие от Болгарии, может принимать самостоятельные решения», — говорит эксперт.

Основной вопрос сейчас — получение гарантий потребления газа и заключение новых контрактов в Европе, иначе экономически целесообразно будет вообще ограничиться лишь одной веткой трубы до Турции, считает Гривач. Если же гарантии будут получены, по оценкам Гривача, может быть проложено две ветки — до Турции и до Болгарии, общая их мощность составит около 30 млрд кубометров.

Больше просто не имеет смысла, учитывая, что по «Северному потоку-2» уже не только заключено акционерное соглашение, но и идут предметные переговоры. 

Автор: Алексей Топалов

Источник: Газета.Ru, 08.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики