Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Каспийская газовая дипломатия: позиция России примирит оппонентов

Каспийская газовая дипломатия: позиция России примирит оппонентов


По заявлению президента РФ Владимира Путина, Россия, Азербайджан и Иран намерены обсудить новые проекты на Каспии.
 
“По Каспию больше разногласий, чем сотрудничества, - прокомментировал ФБА "Экономика сегодня"  ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. - Понятно, что стороны стараются вести себя дипломатично, поэтому говорят о сотрудничестве. Как показал опыт российско-турецких взаимоотношений от сотрудничества до конфликтов может пройти очень мало времени".

Клубок противоречий

“Каспий - это регион, который оказался очень конкурентным. Там есть и российские, казахстанские, иранские, туркменские проекты. Все стороны находятся между собой в конкурентных отношениях, но формально пытаются делать вид, что они сотрудничают.
 
Понятно, что перспектива поставок иранского газа в Европу Россию не радует. Россия не была бы рада и тому, что азербайджанский газ, который можно назвать каспийским, идет в Европу по газопроводу TAP и TANAP. Понятно, что воспрепятствовать этому нельзя. А вот против проекта газопровода из Туркмении в Азербайджан Россия сможет выступать, апеллируя к статусу окончательно неопределенной границы в Каспийском море. В этом вопросе Россия с Ираном занимают одинаковую позицию.
 
Есть такой клубок противоречий, в рамках которого можно выдергивать отдельные проекты и говорить, о потенциале сотрудничать с той или иной каспийской стороной вопроса. Например, Россия сотрудничает с Казахстаном по некоторым проектам на севере Каспия, но по другим проектам есть конфликты".
 
По мнению эксперта, главы государств могут обсудить вопрос свопового контракта на поставку российского газа в некоторые северные районы Ирана с забором части иранского газа на другие рынки, но пока об этом рано говорить.

Каспийская дипломатия

"По некоторым данным, у Ирана даже больше газа, чем у России, но это вопрос методологии оценок. У Ирана нет сейчас достаточного количества инвестиций и технологий, чтобы свой газ поставить на мировой рынок. К тому же, сейчас газа в мире довольно много и предполагать, что новый иранский газ в виде СПГ будет востребован, очень сомнительно. А если он будет востребован, то получится, что Россия помогает своему конкуренту выйти на мирровые рынки".
 
Эксперт напоминает, что есть огромная дистанция между тем, что может быть заявлено в качестве совместных проектов и тем, что реально будет реализовано. Надо понимать, что за всеми дипломатическими заверениями о совместных проектах, на самом деле кроется эгоистические интересы стран и отдельных компаний.
 
"Россия не может быть против всех альтернативных проектов в области поставок газа. Это неконструктивно, поэтому дипломатически принимается решение показать, что Россия тоже готова участвовать в каком-то проекте. Россия не может быть довольна тем, что конкуренты будут выходить на те рынки, на которых Россия имела сильные позиции, пользуясь тем, что покупатели российского газа настроены критически в отношении Москвы и принимают всех остальных поставщиков газа”.
 
Автор: Яна Бондарева
 
Источник: Экономика сегодня, 08.08.2016

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики