Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод Эстония-Финляндия: Таллин сыграл на фобиях Европы

Газопровод Эстония-Финляндия: Таллин сыграл на фобиях Европы

Еврокомиссия выделила 187,5 миллиона евро на строительство газопровода между Эстонией и Финляндией. Целью проекта Balticconnector является сокращение зависимости Хельсинки от российского газа.
 
По замыслу Еврокомиссии, формирование энергосоюза внутри ЕС обеспечит стабильные поставки энергии, диверсификацию маршрутов поставок и снижение зависимости стран Евросоюза от России.
 
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что Финляндия на 100% зависима от российского газа. После реализации проекта речь пойдет о реверсных поставках газа, как и в ситуации с Польшей. Варшава может покупать газ в Германии, но это тот газ, который не доходит до Германии, а потребляется на территории Польши.
 
«Для Финляндии — это исключительно политический момент заявить, что страна покупает газ не российский. Но это такая же история, что была у всех восточноевропейских государств и Украины, которая формально делала вид, что покупает газ не у России, а у поставщика, который стал владельцем этого газа. Но по происхождению и по физической сути — это газ российский. «Газпром» такой вариант бизнеса устраивает потому, что покупатель, который перепродал Украине или Польше, газ оплатил. Газпром ничего не теряет.

Цели Таллина в проекте газопровода Финляндия-Эстония

"Эстония, как и другие прибалтийские государства, интересуется тем, чтобы построить свой терминал по приему СПГ. Пока только Литва смогла такой проект реализовать. Страны полагают, что если построить СПГ терминал, то газ можно покупать в Катаре или где-то еще.
 
Видимо Эстония посчитала, что строить СПГ слишком дорого и ради политических целей заявила, что будет покупать газ у Финляндии. То есть показать, что вместо российского газа можно найти газ альтернативный и, чтобы не вкладываться в свой СПГ терминал, решила дешевле удовлетворить свои политические амбиции. Если Еврокомиссия выделит средства на строительство газопровода, значит, для Эстонии это будет очень удобно. Таллину не нужно будет тратить свои средства, а сыграть на фобиях Еврокомиссии перед российским газом с выгодой для себя«.

Отношение России к реализации Третьего энергопакета ЕС

«Россия в последние годы выступает не как противник Третьего энергопакета, а как игрок, который полностью принял эти правила. Россия не против того, что европейские страны строят свою газовую инфраструктуру, поскольку они не дискриминируют российский газ. Согласно Третьему энергопакету собственник трубы не может дискриминировать поставщика. „Газпром“ поставляет газ, а европейские регуляторы не должны мешать этому газу быть покупаемому в рамках европейского газового рынка. Если речь идет о перераспределении российского газа, то интересы „Газпрома“ не ущемляются.
 
Стоимость поставляемого газа в Финляндию будет дороже. Некоторое время назад был произведен подсчет относительно Литвы с учетом использования СПГ терминала. Там газ оказался дороже на несколько десятков процентов в зависимости от времени года. Если говорить о реверсных поставках, то можно сравнить с ситуацией на Украине. Киев переплачивает за реверсный газ несколько десятков долларов. Цена рассчитывается исходя из биржевой цены газа плюс затраты за транзит до и по территории Украины, а также стоимость входа в украинскую ГТС. В Финляндии и Эстонии расстояния меньше, поэтому, возможно, разница в цене составит 10-20%. Вместе с тем, реализация проекта даст возможность руководству Эстонии и Финляндии сказать, что от российского газа страны не зависят», — резюмирует Станислав Митрахович
 
Автор: Яна Бондарева

Источник: Экономика сегодня, 10.08.2016


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики